Аналитика GT Partners Ukraine: какие торговые форматы доминируют на рынке food-ритейла Украины?
Общий объем рынка розничной торговли FMCG товарами через современные каналы продаж в 2022 году составил 519,6 млрд. грн. (около 16 млрд. долларов). Это на 3% меньше аналогичного индекса 2021 г. в гривневом эквиваленте (534,5 млрд грн в 2021 г.). Такие данные содержатся в новом аналитическом отчете "ТОП 50 FMCG ритейлеров Украины по объему товарооборота, 2022 г. Финансовые итоги развития рынка продовольственного ритейла Украины в 2022 г.", который подготовила исследовательская компания GT Partners Ukraine.
Аналитики GT Partners Ukraine подчеркивают, что на указанные негативные показатели повлияла, в частности, потеря ритейлерами контроля над своими торговыми точками, которые сейчас расположены на временно оккупированных территориях Украины, а также тот факт, что целый ряд магазинов временно не работают из-за разрушения или находятся в опасной зоне ведения военных действий. Также упомянутое уменьшение объема рынка в 2022 году в национальной валюте обусловлено и негативными экономическими и демографическими факторами (в частности, ростом инфляции в стране, массовым оттоком населения за границу и т.п.).
В целом по-прежнему украинский рынок продовольственного ритейла характеризуется сравнительно низким уровнем консолидации. Эта тенденция объясняется наличием в нашей стране более 180 крупных и мелких продовольственных операторов, поэтому такое большое количество игроков рынка сильно фрагментирует отечественный рынок ритейла. Суммарная доля ТОП-10 продовольственных ритейлеров Украины в 2022 году составила 43,1% от общего объема розничных продаж предприятий-юрлиц страны (год назад этот показатель составлял 41,5%) и 81% от суммарных продаж во всех современных форматах FMCG торговли (как и годом ранее).
Примечательно также, что по итогам 2022 года доля сетевых продовольственных ритейлеров в общем объеме розничного товарооборота предприятий страны составила 53,5%.
В 2022 г. самым популярным сегментом современной розничной торговли продовольственными товарами в Украине продолжали быть дискаунтеры. По данным GT Partners Ukraine, доля продаж через дискаунтеры в общем товарообороте современного сетевого food-ритейла Украины в 2022 году составила 35,9%. В денежном выражении продажи в дискаунтерах Украины в 2022 году составили около 186,4 млрд грн, что на 0,1% больше, чем годом ранее.
Вторую позицию в рейтинге самых популярных розничных форматов удерживают супермаркеты. По итогам 2022 г. на них приходится 31,8% суммарного розничного товарооборота сетевого food-ритейла Украины. При этом в денежном выражении продажи через этот канал в прошлом году составили 165,2 млрд грн, таким образом была зафиксирована отрицательная динамика на уровне —1,8%.
Еще один характерный тренд развития food-ритейлеров Украины в 2022 г. вылился в то, что впервые концепт магазинов у дома и минимаркетов занял третье место в структуре продаж, вытеснив при этом формат гипермаркетов.
В 2022 году оборот всех мелкоформатных магазинов страны составил около 71,4 млрд грн, что на 11,2% больше, чем в 2021 г. Всего суммарная доля магазинов у дома и минимаркетов в общем массиве продаж через современные FMCG магазины в Украине в 2022 году составило 13,7%. Движением товарооборота данных форматов является достаточно активное открытие торговыми операторами новых торговых точек площадью до 400 кв. м — в первую очередь, сетями «М’ясомаркет», «Сім23», «Близенько», «Файно маркет», «Домашній маркет» и т.д.
Таким образом, в 2022 году магазины у дома и минимаркеты стали самыми динамичными форматами продовольственных магазинов по процентной динамике прироста продаж в Украине.