Эксплозия импорта: грозит ли что-нибудь украинским товарам на полках магазинов?
Война дестабилизировала ситуацию в продовольственном секторе, в частности, процент импортированных товаров в отношении экспорта и наличия продукции отечественного производителя на полках магазинов. По данным Государственной таможенной службы Украины, в течение января-мая 2023 года в Украину было импортировано товаров на сумму $25,4 млрд, а экспортировано — на $16,5 млрд. Рост объема импорта свидетельствует о зависимости внутреннего рынка от внешней поставки и в то же время влияет на цены уже доступных на полках продуктов.
Как изменилась доля импортных товаров на полках с начала войны
В начале войны доля импортной продукции была выше из-за трудностей в украинском производстве, поскольку определенное количество отечественных производителей оказались в зоне боевых действий, были вынуждены переносить мощности в более безопасные регионы, снова налаживать производство, восстанавливать логистические цепочки и т.д. Поэтому для обеспечения продовольственной безопасности страны ритейлеры импортировали товары из-за рубежа.
Законодательные изменения в правилах ввоза импорта помогали этому. Однако было и много трудностей — возросла стоимость логистики, увеличились очереди на границах и т.д. В первые месяцы войны доля импорта была стабильной, но впоследствии этот показатель упал в разы.
«На объем закупок импортного товара повлияло отсутствие и/или существенное уменьшение таможенных платежей на товары „критического импорта“, что в свою очередь способствовало снижению их себестоимости и повысило конкурентоспособность на рынке Украины. Также до декабря 2022 года разрешался ввоз импортной продукции без маркировки на украинский язык, что существенно упрощало процесс ввоза и оформления груза», — говорит Андрей Сокирко, руководитель направления «Private label» компании ООО «Сентябрь плюс» (сеть магазинов "Файно маркет«).
Сейчас наблюдается определенный спад доли импорта в отношении общего количества SKU из-за восстановления местного производства и ограничения на импорт.
В сетях «Наш Край» и SPAR доля собственного импорта колеблется в пределах 2% от товарооборота, а доля в прибыли значительно выше. В сети «Файно маркет» продажа импортных товаров от общего объема сети составляет 1%, а общее количество SKU — более 200. Компания имеет более 40 контрактов с производителями импортных товаров и постоянно работает над расширением этого списка.
Руководитель департамента внешнеэкономической деятельности «Фора» Алеся Глущук говорит, что количество импортных товаров постоянно увеличивается, хотя пока показатели еще не вышли на довоенный уровень. Сейчас около 17% SKU в сети — это импортируемые продукты.
На сегодня доля собственного импорта в сегменте дрогери в продажах линии магазинов EVA в денежном измерении составляет 23,5% (сюда включена та продукция, которую сеть EVA непосредственно производит и/или закупает у зарубежных партнеров). По сравнению с довоенным периодом этот показатель увеличился на 1,3 процентных пункта. Кроме собственного импорта, многие товары европейского производства EVA закупают у локальных представительств транснациональных компаний в Украине.
Если в начале войны предложение создавало спрос на определенные категории импортируемых товаров, то сейчас наблюдается обратная закономерность. Наибольшая доля импорта у опрошенных нами ритейлеров приходится на следующие категории товаров:
● кондитерские изделия (шоколад, печенье, вафли) — «Наш Край» и SPAR, «Файно маркет», «Фора»;
● алкоголь: вино и бренди — «Файно маркет», пиво — «Наш Край» и SPAR; алкогольные и слабоалкогольные напитки — «Фора»;
● молочная продукция (молоко, сливки, йогурты, сыры) — «Файно маркет», «Фора»;
● декоративная косметика, парфюмерия, уход за лицом телом и волосами — EVA; бытовая химия — «Файно маркет».
В компании польского производителя VACO Retail, во время войны вышедшего на украинский рынок, говорят, что главными барьерами запуска продукции на нашем рынке являются война и экономическая ситуация. Также здесь добавляют, что текущая покупательная способность потребителя, резкое повышение цен всеми игроками на рынке и вопросы операционной логистики (доставка, хранение) значительно усложняют процесс.
Чем руководствуются потребители, выбирая товар между отечественным и импортным
С начала войны наблюдаются определенные трансформации, которые следует рассматривать с позиции изменения структуры и замещения. Одной из главных тенденций является изменение потребительского поведения. Клиенты активно проявляют спрос на качественные товары по доступным ценам. Поэтому логично, что ритейлеры сокращают долю товаров премиум-сегмента. Они были заменены на более доступные импортные аналоги.
В сети «Фора» спрос на импортные товары со сбалансированной ценой вырос, на элитные наоборот снизился, а постоянно-стабильные по-прежнему занимают свою долю. Результатом импортных инициатив в любом случае остается доля в товарообороте, которая все еще ниже, чем была до войны.
Со своей стороны, иностранные производители пытаются привлечь покупателей. К примеру, VACO разработал стратегию «Go-To-Market». Три основных направления этой стратегии включают фокус на текущих потребностях потребителей, адаптацию ассортимента с акцентом на топ-продуктах, а также мотивацию и развитие персонала.
«Спрос на те или иные импортные товары зависит от цены, обычно к качеству наименьших вопросов. Особое внимание покупателей сейчас — к тексту на товарах: если есть русский язык — могут отказаться от покупки, поэтому мы сейчас также это учитываем. Если на упаковке продукта есть русский язык — мы просим производителей либо заменить упаковку, либо ищем аналоги.
Будущее импортной продукции в Украине однозначно у таких категорий, как кондитерские изделия, пиво, энергетики и традиционно алкогольные напитки, бакалея. Цена и промо сегодня играют и будут играть основную роль в принятии решения о покупке. Часто импортный товар не имеет украинских аналогов — поэтому такая продукция точно будет в ассортименте», — говорит Эдуард Ляшук, коммерческий директор сетей «Наш Край» и SPAR.
Есть ли категории товаров под угрозой вытеснения
В отчете Национального института стратегических исследований Внешняя торговля товарами. Итоги I полугодия 2023 года указано, что в результате наращивания объемов импорта при умеренном падении объемов экспорта ухудшился внешнеторговый баланс Украины. Отрицательное сальдо увеличилось до более чем 11 млрд дол. США, что составляет рост на 8,4 млрд. долларов США или 317% по сравнению с первой половиной 2022 года.
За первые полгода 2023 Украина увеличила закупки агропродукции за рубежом на 21% (до 3,5 млрд долл. в денежном измерении), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В список товаров, импорт которых увеличился, входят овощи и фрукты, молочная продукция.
Недавнее эмбарго на лук, помидоры, капусту и яблоки из Польши и зерновой конфликт, возможно, изменит ситуацию на рынке в пользу украинских производителей.
Руководитель общественной организации «Агрополітичний діалог «Аграрна рада» Инна Метелева, рассказывает, что украинская молочная продукция проигрывает зарубежной из-за:
● сокращение производства в Украине и, как следствие, рост цен на украинскую молочную продукцию;
● конкурентные цены на импортируемую продукцию;
● падение покупательной способности населения.
Ритейлеры говорят, что есть категории импортных товаров, пользующихся спросом отечественного потребителя, несмотря на увеличение их стоимости. В этот список, в частности, входят алкоголь, молочные и кондитерские изделия. Также список дополняется импортируемыми товарами на постоянной основе: фрукты и овощи, консервированная продукция (оливки, персики, ананасы). К сожалению, в этот перечень также входит поваренная соль. С начала войны из-за оккупации Черного и Азовского морей список пополнили рыбные консервы.
Перспективы перемен на рынке
Очевидно, что возврат таможенных платежей и требований к маркировке продукции значительно повышает себестоимость импортного товара, что в свою очередь негативно влияет на перспективы увеличения доли продаж импорта.
В сети EVA планируется развиваться в тех нишах, где отсутствует или недостаточно развита отечественная альтернатива. В сегменте дрогери собственный импорт — это те эксклюзивные предложения для потребителя, которые помогают дифференцироваться ритейлерам. «Сейчас наша компания работает над предложениями в эконом-сегменте как с отечественными, так и зарубежными партнерами», — говорит Наталья Рыженко, коммерческий директор ООО «РУШ» (Линия магазинов EVA и EVA.UA).
Алеся Глущук, руководитель департамента внешнеэкономической деятельности сети «Фора»:
«Будущее импортной продукции на украинском рынке будет зависеть от событий в нашей Украине. Надеюсь, что импортозависимость не будет расти, однако в определенных категориях будут происходить изменения. Цена и предложение являются двигателем спроса, поэтому верим, что экономика нашей страны и наши производители соответственно, будут становиться сильнее и конкурентнее. На полках магазинов, в краткосрочной перспективе, будет больше импортных товаров по оптимальной цене, ритейлеры будут запускать с производителями конкурентные линейки или собственные торговые марки, чтобы обеспечивать уникальный ассортимент и быть конкурентоспособными».
В начале войны в Украине из-за трудностей в отечественном производстве доля импортных товаров на полках ритейлеров возросла. Однако сейчас доля импорта уменьшилась, но ритейлеры активно сотрудничают с импортерами для расширения ассортимента и замещения товаров, которые находятся в дефиците или имеют конкурентные цены наряду с отечественными производителями.