Опубликовано

Динамика положительная, но до довоенных показателей еще далеко: анализ экспансии food-ритейлеров Украины в первой половине 2023 года

За первые 6 месяцев 2023 года в Украине сетевые продовольственные операторы Украины открыли 284 магазина, при этом 237 из них были совершенно новыми, а остальные изменили вывеску другой торговой сети в результате процесса ребрендинга или открытия на месте магазина другого оператора. Такие данные приводятся в новом отчете "Рынок ритейла Украины: ТОП 180 торговых операторов FMCG по количеству магазинов, первая половина 2023 г. Тенденции и обновленные прогнозы развития ритейлеров во второй половине 2023 г.", подготовленном компанией GT Partners Ukraine.

Для сравнения отметим, что в первом полугодии 2022 было открыто 212 магазинов, из них новыми были 176 торговых точек. Аналитики констатируют, что по итогам 2 кварталов 2023 г. по показателю открытий новых торговых точек динамика рынка выросла от уровня аналогичного периода 2022 г. на 35%. Однако до довоенных показателей 2021 г. ритейлерам еще далеко.

Результаты деятельности food-ритейлеров Украины в первом полугодии 2023 в очередной раз показали, что наиболее активную территориальную экспансию в этот период вели локальные операторы. В частности, с января по июнь 2023 г. 34 локальных ритейлера увеличили общее количество своих торговых точек, что дает им долю в 61% от общего количества наиболее активных розничных компаний. В количественном выражении локальные операторы в первом полугодии 2023 года открыли в Украине 150 новых FMCG магазинов (для сравнения, в первом полугодии 2022 г. — 118 новых магазинов). Более чем наполовину от них отстали национальные операторы, суммарно открывшие в этом периоде 71 новую точку. Для сравнения отметим, что в аналогичном периоде 2022 наблюдалась фактически идентичная картина.

В целом подавляющее большинство торговцев (около 60%) оставило количество своих магазинов в этот период неизменным.

В первой половине 2023 года наиболее популярными форматами открывавшихся в Украине продовольственных магазинов были минимаркеты самообслуживания (до 200 кв.м торговой площади) — на них пришлось 61% от общего количества открытых объектов в указанный период.

Вторым по популярности торговым форматом у продуктовых ритейлеров Украины в первом полугодии 2023 года стали супермаркеты, доля которых по сравнению с первой половиной прошлого года выросла с 6% до 18% от общего количества новых открытий.

На третьей позиции по популярности среди форматов FMCG маркетов, открывавшихся в Украине в первой половине 2023 года, оказались магазины у дома (маркеты с торговой площадью от 200 до 400 кв.м) — на объекты этой концепции пришлось 11% от общего количества сданных в эксплуатацию торговых точек в указанный период (в январе-июне 2022 г. — 8%).

В первом полугодии 2023 г. в стране было открыто 28 новых дискаунтеров. Таким образом, на объекты этой концепции пришлось 10% общего количества сданных в эксплуатацию торговых точек в указанный период (напомним, что по итогам первого полугодия 2022 года доля дискаунтеров составила 30%). Лидеры по открытиям в этом формате — сети «АТБ» (открыто 10 магазинов) и «Дивоцін» (5 торговых точек). Отметим, что резкое сокращение открытий дискаунтеров связано с менее активной динамикой экспансии в январе-июне 2023 г. со стороны сети «АТБ».

Вполне естественно, что в связи с военными действиями (окончившихся или продолжающихся) в определенных областях карта географических предпочтений для экспансии ритейлеров в последний период сместилась в сторону более «спокойных» регионов Украины.

За период с января по июнь 2023 года больше всего FMCG магазинов (34,9% от общего количества открытий) открылось на Западной Украине (Волынская, Ровенская, Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская, Хмельницкая, Черновицкая, Закарпатская области), где степень военной напряженности и ракетных обстрелов было в это время более спокойным по сравнению с другими регионами.

На второй по привлекательности для экспансии food-ритейлеров позиции идет Центральная Украина (Винницкая, Черкасская, Полтавская, Кировоградская области), где в первом полугодии 2023 г. было открыто чуть более 20% от общего количества новых маркеров.

Следующей по активности экспансии ритейлеров была Восточная Украина (Днепропетровская, Харьковская, Запорожская, Донецкая и Луганская обл.) в которой было открыто 38 магазинов, что соответствует 13,4% от общего количества открытий торговых точек в первом полугодии 2023 г. Но здесь стоит уточнить, что в отношении Восточной Украины часть этих открытий пришлась на экспансию в неподконтрольных сейчас населенных пунктах Донецкой и Луганской областей.

В период с января по июнь 2023 года тенденция открытия новых FMCG маркетов в Киеве остается меньше по сравнению с довоенным периодом и составила почти 11% от общего числа открытий по всей стране.