Масштабная аналитика рынка автозаправочных станций от Ukrainian Business Award и LOOQME
Топливо – залог движения автомобиля, а коммуникации – это горючее для развития компаний. Украинские АЗС достаточно активны в коммуникациях, поэтому LOOQME совместно с Ukrainian Business Award исследовали, что и как говорили СМИ о крупнейших украинских топливных компаниях. Анализировали следующие компании: ОККО, WOG, Ukrnafta, SOCAR, SHELL, БРСМ, UPG, KLO, AMIC, Parallel.
Аналитики Ukrainian Business Award изучали медиаактивность десяти украинских АЗС в течение июля-сентября 2023 во всеукраинской и региональной прессе, интернете, на телевидении, радио и в информагентствах. Всего проанализировано около 20 тысяч упоминаний с общим охватом более 30 миллионов.
О ком говорили больше всего
Пятерка лидеров по количеству упоминаний выглядит так:
1. ОККО
2. WOG
3. Ukrnafta
4. SOCAR
5. SHELL
Впрочем, то, что о компании больше говорят, не гарантирует высочайшего охвата. Так, лидер по количеству упоминаний — ОККО, при более чем 4 тысячах упоминаний почти на 3 миллиона уступает потенциальному охвату Ukrnafta, которая имеет 3,3 тысячи упоминаний, а также KLO из 1 тыс. упоминаний. К тому же у Укрнафты — самый высокий показатель качества публикаций.
Значительное количество упоминаний компании ОККО обусловлено тем, что она упоминалась не только в материалах на общие темы качества топлива и цен. ОККО активно размещала собственные пресс-релизы. В частности, медиа публиковали информацию о совместном сборе на разведывательные комплексы «Shark» совместно с фондом «Вернись живым» и другие акции, направленные на поддержку армии.
Аналогичная ситуация с компанией WOG — она публиковала пресрелизы о своих акциях, за счет которых и получила большое количество упоминаний в медиа.
Высокие охваты компаний Ukrnafta (10,2 млн) и KLO (8,9 млн) объясняются большим количеством упоминаний в сюжетах на телевидении. Телеканалы все еще имеют самый большой охват среди украинской аудитории.
Более высокие цены — больше упоминаний
Пик упоминаний всех АЗС пришелся на июль и август. Это обусловлено возвращением акциза на горючее, а соответственно и повышением цен, о котором писали медиа в течение двух месяцев. Интересно, что даже компании с небольшим количеством упоминаний в августе нарастили присутствие в СМИ за счет ситуации на рынке. Так, БРСМ и AMIC в августе имели вдвое больше упоминаний, чем в июле.
Также команда Ukrainian Business Award провела глубокий анализ украинских автозаправочных станций (АЗС), используя комплексный подход оценки по ключевым показателям:
- Ценность предложения. Процент положительных отзывов, количество АЗС, количество видов горючего, наличие маркета и фуд-корта, акции и специальные предложения (активность), программа лояльности, дополнительные услуги (мойка, подкачка колес и т.д.), лет на рынке, ЭКО и социальные инициативы.
- Позитивный имидж. Изучалась репутация компаний среди потребителей и медиапространства, знание ТМ (количество брендовых поисковых запросов Google), наличие наград или призов. Особое внимание было уделено анализу социальных сетей, публикаций в СМИ и PR-активностей компаний.
3. Финансовые показатели. Оценивались доходы, динамика роста, кредиторская задолженность и другие ключевые финансовые показатели.
Аналитика позволила определить не только лидеров рынка по традиционным бизнес-показателям, но и компании, оказывающие значительное влияние на социальное и экологическое развитие страны, а также положительно воспринимаемые потребителями.