Опубликовано

Żabka Deutschland уже работает: что это значит в контексте международной экспансии сети

Żabka изучает потенциал немецкого рынка и планирует международную экспансию.

Минувшим летом стало известно, что Żabka работает в небольшом масштабе в Германии. Тогда польские СМИ распространили информацию о том, что сеть тестирует автономный магазин Nano на заводе Tesla возле Берлина. Сейчас, как стало известно, в производственном комплексе компании Илона Маска работает не одна, а две торговые точки сети.

К тому же, Żabka с 2021 года управляет компанией Maczfit, которая занимается кейтерингом в Германии под брендом Catch a Box. Catch a Box Gmbh была основана в 2019 году, когда Maczfit еще не принадлежал польской сети. В августе 2023 года название компании было изменено на Zabka Deutschland Gmbh, и после дальнейших изменений в руководстве за бизнес в Германии отвечают Фрэнк Мросс и Адриан Вохна. Первый – консультант с многолетним опытом работы в торговле. Среди прочего – бывший генеральный директор российской сети «Пятерочка». Этот пост также занимал Lidl в Польше, Германии и Великобритании.

Зарегистрированная в Германии деятельность Zabka Deutschland включает в себя заключение европейских и общенациональных франчайзинговых и лицензионных договоров, а также розничная торговля товарами повседневного спроса, включая торговлю продуктами питания, табачными изделиями и алкогольными напитками. В частности, в форматах магазинов с вендингами (формально — Żabka Nano) и традиционных, где клиент самостоятельно осуществляет процесс покупки на основе технологий искусственного интеллекта.

Международная экспансия

Отвечая на вопрос об экспансии на внешние рынки, Żabka уже давно повторяет, что изучает потенциал нескольких рынков. В октябре этого года Адам Маниковски, управляющий директор Żabka Polska, сказал: «Мы не скрываем факт, что имеем амбиции развивать концепцию нашего магазина за пределами Польши. Однако я должен подчеркнуть, что хотя мы большая организация, зарубежная экспансия очень тяжелая и требует качественной подготовки».

В сети рассматривают многие рынки Западной и Южной Европы. Эксперты высказывают предположение, что Żabka готовится объявить о международной экспансии потенциально даже до конца 2023 года.

Стоит напомнить, что полтора десятилетия назад владелец компании Żabka, чешско-словацкий фонд Penta Investments, открыл несколько торговых точек в Чехии. Через два года было примерно 100 чешских магазинов Żabka, и было объявлено, что в течение трех лет будет открыто еще 250 точек продаж. Однако эти планы не удалось реализовать. В 2011 году Penta Investments продал бизнес фонду Mid Europa Partners в Польше, а чешские магазины перешли Tesco. В Чехии сеть долго оставалась недоинвестированной, и ее расширение возобновилось только в 2018 году. В свою очередь, осенью 2020 года открылась первая Żabka в Словакии. Сейчас в Чехии работает 117 магазинов Żabka, в Словакии — 27.

Чехия и Словакия могли бы стать идеальными рынками для международной экспансии сети, если бы не тот факт, что там уже есть локальная Żabka. Выход польской сети на вышеупомянутые рынки потребует приобретения бизнеса в Tesco.

Нельзя исключать, однако Żabka скорее ассоциируется с органическим развитием. При этом представители сети не скрывают, что компания готова развиваться и путём поглощений.

Несмотря на это, Żabka также имеет еще один план развития за пределами Польши. Сеть недавно подтвердила, что планирует сделать технологию автономных магазинов Nano доступной иностранным организациям.

«Наша операционная философия в этом аспекте немного похожа на Amazon. Мы создаем технологии для себя, но, если будут благоприятные условия и зрелый формат, мы можем подумать о сотрудничестве с другими компаниями на неконкурентных рынках. Например, в Японии или в другой стране. Точно не из Biedronka и не с Orlen, потому что мы боремся с ними за одного клиента, даже если формат другой», – поделился Томаш Блихарски, вице-президент Żabka Group.