У «АТБ», «Фокстрот» и Comfy не хватает мужчин для работы
В январе 2023 года на одну вакансию в ритейле претендовало пять человек, а уже в январе 2024-го только двое. Основная проблема с набором сотрудников наблюдается в направлениях, где нужны мужчины призывного возраста.
В течение прошлого года количество претендентов постоянно падало, пока не достигло отметки 2,1 человека на одну вакансию в декабре. Среди причин дефицита работников: выезд «белых» и «синих» воротничков за границу, падение потребительского спроса и нежелание мужчин официально устраиваться на работу.
В пресс-службе «АТБ» отмечают, что мужчины призывного возраста не хотят официально оформляться на работу, поскольку компания представляет информацию в Территориальный центр комплектования.
Из штата крупнейшего ритейлера Украины мобилизовано около 10% от общего количества мужского персонала — 4000 человек. В Novus 228 мужчин (4%) мобилизовано из общего количества у 7255 работников.
HR-директор «Фокстрот» Татьяна Брюханова добавляет, что существует проблема с наличием актуальных военных документов, что усложняет и прием на работу и бронирование уже имеющихся работников.
По состоянию на начало февраля в штате техритейлера 2949 сотрудников, из которых около 10% служат в рядах ВСУ/ТРО, а часть работников — забронирована.
"У нас трудно выделить мужские и женские профессии. Исключение — логистика и доставка к дверям клиента большой бытовой техники, ведь это связано в основном с физическими способностями«, — говорит HR Business Partner в «Алло» Наталья Блощинская.
В 2023 году украинские ритейлеры возобновили активное развитие и расширение, что привело к дополнительным проблемам.
В прошлом году в Comfy создали 1190 новых рабочих мест. «Команды новых магазинов удалось легко создать, а вот закрывать позиции на складе и в доставке стало в разы сложнее», — говорит руководитель отдела рекрутинга и адаптации Comfy Юлия Швец.
Для преодоления кадрового кризиса сети используют два основных пути: обучение женщин «мужским» профессиям и автоматизацию.
Около 900 женщин выполняют функции охранников в «АТБ-маркете», также в сети переучивают женщин водителей погрузчика. Ожидается, что в этих должностях будет 50% водителей женского пола.
В «Auchan Украина» сотрудницы овладевают профессией разделителя рыбы. Там также прогнозируют нехватку кадров на такую вакансию как приемник товаров, где необходимо поднимать грузы.
В сетях Spar и «Наш край» пытаются привлечь женщин, которые могут управлять машинами. Руководитель департамента развития персонала Volwest Group Ольга Семенюта говорит, что не все мужчины хотят ездить по Украине.
Также в компании запустили мобильное приложение GeoVizor, помогающее оценить потенциал локации для будущего магазина. Создание программы частично связано с нехваткой работников для развития франчайзинговой сети.
У Comfy самый острый вопрос найма стоит в направлении логистики, где многие позиции связаны с физическим трудом.