Куда двигается украинский маркетинг: 20 выводов по итогам Ukrainian Marketing Forum
Мы живем в фантастически сильной и выносливой стране, где на третьем году полномасштабной войны бизнес не просто выстоял, но продолжает развиваться и инвестировать в маркетинг. Этот тезис подтверждает и 17-й Украинский маркетинг-форум, ведь он стал самым масштабным по количеству участников за все годы своего существования. Это были 2 насыщенных полезным контентом дня, выступления более 65 спикеров, 2 зала, более 850 участников офлайн и более 300 участников онлайн. И все это под лозунгом «Живущие» и графической символической айдентикой с кактусами.
Владимир Полищук, CMO с 12-летним опытом в разных ритейл-сетях, co-founder Студии маркетинга и дизайна MUST, выделил 20 тезисов с форума, которые пригодятся маркетологам в ритейле и не только.
Казалось, весь профессиональный рынок находится в одном помещении — так много знакомых лиц я не видел давненько.
Очень хорошим получился баланс по выступлениям спикеров: здесь и владельцы крупных брендов, и известные CMO, и PR-лидеры, и представители разнопрофильных агентств.
Ритейл-брендов среди спикеров было много: "Сільпо", Эпицентр, МХП, EVA, Новая почта, Intertop, MAUDAU и т.д. Среди агентств наиболее интересными мне показались выступления Евгении Близнюк (исследовательское агентство Gradus Research), Екатерины Ильченко (нейромаркетинговое агентство Neuro-knowledge) и Алексея Ляха (newage.digital agency).
Итак, ловите 20 тезисов с форума, которые пригодятся маркетологам в ритейле и не только.
1. Важность бренда для потребителя выросла на 10% предыдущего года и составляет 62% от опрошенных. Это работает как для давно известных брендов, так и для новых. Бренд становится островком безопасности для покупателя.
2. Наметилась тенденция на увеличение покупок дорогих брендов, спрос на низкий ценовой сегмент стабилен последние два года.
3. Украинцы хотят жить «здесь и сейчас», но в большей степени это касается молодежи из поколения Z.
4. Продолжается рост спроса на товары украинского производства как внутри страны, так и за ее пределами.
5. Онлайн растет вдвое быстрее офлайна, а продажи в мобильных приложениях – вдвое быстрее продаж с сайтов.
6. Больше всего потребители склонны экономить на одежде. Стало меньше поводов иметь более широкий гардероб.
7. Старшее поколение преимущественно поглощает новостной контент, юное поколение — музыкальный. А поколение 25-44 больше всего любит бренд-контент.
8. Стендап — новая безумная точка роста внимания украинцев. Остро, честно, юмор для поддержания ментального состояния.
9. Мобильное приложение должно потребоваться клиенту часто, иначе велика вероятность его попадания в uninstall. Так что постоянно нужно добавлять ему полезные функции.
10. Из-за перманентного стресса у украинцев на 15-20% просели когнитивные функции, поэтому мы готовы воспринимать очень упрощенную информацию, не стоит усложнять коммуникационные месседжи.
11. У нашего потребителя из-за войны катастрофического «кризиса желания» стоит психологический блок на покупки. Этот блок способна снять социальную активность бренда, а не промо-активность.
12. Потребитель нуждается в эмоциональной поддержке, а не скидках. Ценности сейчас важнее цен.
13. Если вы выпадаете из коммуникации даже на 2-3 месяца — вас забудут многие из клиентов, потому что память под стрессом слабеет.
14. Медиареклама не производит продажи напрямую, но очень сильно на них влияет через бесплатные каналы трафика.
15. Коллаборации брендов — символ единения украинского бизнеса для создания пользы украинцам.
16. Бизнес не стоит стесняться демонстрировать свою неидеальность, сейчас это может сделать более близким к клиенту. Украинцы в большинстве своем понимают, что мы все «в одной лодке».
17. Социальная ответственность брендов явилась максимально влиятельным фактором формирования лояльности в условиях войны.
18. Искусственный интеллект очень быстро стал обыденным инструментом для маркетологов, не изменив кардинально рынок труда в этой сфере.
19. Digital-дополнения все больше будут проникать в оффлайн-ритейл, что будет предоставлять клиентам новый опыт, а бизнесу — оцифровку их посетителей.
20. Единственный тренд в анализе эмоционального восприятия — отсутствие тренда. Людей штормит, настроения и эмоции нестабильны.
Окончить хочется цитатой из выступления CMO Intertop, Марии Самплавской, о работе украинского бизнеса во время войны: «Раньше мы делали все, чтобы наши компании развивались, зарабатывали. А сейчас — чтобы выживали, поддерживали и помогали».