Опубликовано

С чего начиналась и как развивается логистика в «Файно маркет»

Центральноукраинская сеть магазинов «Файно маркет» является многочисленной сетью Кировоградской области и активно развивается в Черкасской и Одесской областях. Общая площадь магазинов составляет 40 000 м2, а автопарк сети еженедельно преодолевает около 60 000 км. Компания имеет свой логистический центр, в состав которого входит распределительный. Как налаживался процесс доставки, поделился Дмитрий Зеленецкий, директор департамента логистики «Файно маркет».

День добрый. Три области, 188 магазинов... Как организовать ежедневную своевременную доставку при таких объемах и расстояниях?

Закатывать рукава и вперед! До 140 магазинов мы пользовались ручным управлением и планировкой маршрутов каждый день. Главный логист каждый день составлял маршруты, скажем так, в «ручном» режиме. Но при масштабировании мы поняли, чтобы без автоматизации данного процесса мы не обойдемся, потому что известен факт: эффективная логистика — это, прежде всего, логистика, которая максимально эффективна при минимальных затратах. У нас была со звездочкой задача, ведь в нашем портфеле есть магазины разного формата и месторасположения: в многоэтажках, в цокольных помещениях, торговых центрах с разной сложностью подъездных путей, ограничений по крупногабаритным характеристикам транспортных средств и т.д. Поэтому раньше мы теряли достаточно много времени на планирование маршрутов.

По мере увеличения сети появляется все больше подобных факторов. Мы приняли решение и с середины 2023 года начали процесс автоматизации транспортной логистики. Была успешно внедрена ТМS-система. В системе мы прописали все факторы и ограничения по каждой торговой точке. На основе данных система автоматически составляет и предлагает самые лучшие маршруты доставки. Данное внедрение на 80% сократило время на разработку маршрутов и значительно уменьшило влияние человеческого фактора в данном процессе.

Как повлияла война и комендантские часы на время доставки?

Война изменила жизнь не только в логистике, но и во всей нашей стране. Те процессы, которые были отлажены и хорошо работали — они остановились. Требовалось быстро принимать решения для сохранения работы логистики и быстро менять и строить новые процессы, подходы для дальнейшего развития и эффективной работы. Одной из задач, которые мы планировали запустить в 2022 году, было направление, связанное с ночной доставкой продукции и ночной выкладкой товара. Война заставила нас отказаться от данного проекта. Но если рассматривать работу логистики, то с уверенностью могу сказать, что даже в трудные и трудные времена безысходных ситуаций не бывает, нужно быстро анализировать и принимать управленческие решения по трансформации логистических процессов.

Как изменился отдел логистики от появления первого «Файно маркет» и по сей день?

Кардинально. За этот период изменилось почти все. Мы внедрили OMS-систему для более эффективного управления товаропотоками — это высвободило время менеджеров для анализа запасов и стратегического планирования, увеличили складские площади, изменили и автоматизировали все складские процессы на наших складах, а именно внедрили WMS-систему Qguar 6.0, что позволило автоматизировать складские процессы и повысить их эффективность. Внедрение позволило повысить эффективность в приемке и отгрузке продукции более чем на 30%, а также систематизировать контроль по отслеживанию сроков годности.

Мы повысили Service level с 95% до 99,8%, внедрили систему «Безакцепт» (прием продукции без фактического пересчета на торговой точке). Данное внедрение позволило значительно сократить время на приемку и обработку товаров и своевременно пополнять полки магазинов. Также, как отмечалось выше, оптимизировали и автоматизировали транспортную логистику. Все автомобили компании оснащены GPS навигацией, с ее помощью осуществляется постоянный онлайн мониторинг температурных показателей при погрузке автомобиля, перевозке, выгрузке, соблюдении маршрутов, соблюдении временных промежутков, времени доставки продукции на торговую точку, времени пребывания на ней и соблюдении маршрутов доставки.

Но, несмотря на автоматизацию, мы стали более гибки и готовы к стремительным изменениям рынка.

Какие тенденции вы наблюдаете на рынке логистики, какие вызовы в этом секторе и как Вы видите его дальнейшее развитие?

Могу выделить два критерия, чтобы охарактеризовать ситуацию — рынок стабилизировался и стал более гибким. Раньше были более жесткие правила: например, если рассматривать сроки доставки (если это касается незначительных опозданий), то находились компромиссные решения по доставке или приеме товаров вне согласованных графиков. С кадровым потенциалом стало труднее, в складскую логистику мы начали набирать женский персонал (хотя раньше 100% штата логистики составляли мужчины).

Сегодня мы разделили складские процессы, которые дают на программном уровне разделять работу на мужскую (тяжелые товары) и женскую (легкие товары). Будем приглашать на работу и водителей женщин. Будем обучать и делиться практическим опытом.

Что касается новинок, то, по моему мнению, перспектива будет состоять в роботизации и внедрении ИИ в логистических процессах. Планируем прилагать как можно больше усилий по развитию сети, как понимаем, что успешные компании приближают нашу победу: это и налоги, и социально защищенные работники, и новые рабочие места, и возможность масштабных социальных инициатив.