Опубликовано

Курс на Западную Украину и малый формат: как проходила экспансия food-ритейлеров в первой половине 2024 года

За стартовые 6 месяцев 2024 года сетевые продовольственные ритейлеры открыли в Украине 446 магазинов. При этом 362 из них были совершенно новыми, а остальные сменили вывеску другой торговой сети в результате процесса ребрендинга или открытия на месте магазина другого оператора.

Такая информация содержится в новом отчете «ТОП 180 торговых операторов FMCG по количеству магазинов, первая половина 2024 г. Тенденции и обновленные прогнозы развития ритейлеров во второй половине 2024 г.», подготовленном компанией GT Partners Ukraine.

Для сравнения отметим, что в первом полугодии 2023 года было открыто 284 магазина, из них новыми были 237 торговых точек.

Интересно, что по итогам первого полугодия 2024 г. больше новых магазинов открывали не всем известные традиционные лидеры рынка, а операторы, которые доминируют в своих отдельных регионах (а сеть «АТБ» второй год подряд вообще не попадает в список ТОП-5 операторов по количеству новых открытий).

В частности, наиболее новых объектов в указанный период времени открыла винницкая компания «Альянс Ритейл Групп» (сети «Домашний маркет», Mashket, OSNOVA, PRO и др.), которая сдала в эксплуатацию сразу 39 маркетов. Так, в январе-июне 2024 г. оператором было открыто 30 новых магазинов Mashket, 2 магазина PRO, а также взято в управление 7 минимаркетов «Семейная Lavka» в Черновицкой области.

Еще одним активным оператором на украинском рынке розничной торговли стала западноукраинская сеть магазинов «Сім23» (Луцк), открывшая новых 36 маркеров. Отдельно заметим, что в декабре 2022 г. «Клевер Сторс» начал реализовывать проект новых магазинов под брендом «Сіми», и по состоянию на сегодня в общем портфеле компании уже около 30% точек под такой вывеской. Кроме того, сеть «Сім23/Сімі» продолжает быть многочисленным локальным ритейлером — то есть оператором с наибольшим количеством точек, расположенных в пределах 1 региона (в этом случае — Западной Украины).

Компания Fozzy Group (Киев) открыла в январе-июне 2024 г. 32 новых объекта (17 магазинов Thrash!, 2 гипермаркета «Сільпо», 12 супермаркетов и магазинов возле дома «Фора», а также 1 минимаркет Foodpod).

В первой половине 2024 года наиболее популярными форматами открывавшихся в Украине продовольственных магазинов были минимаркеты самообслуживания (до 200 кв.м торговой площади) — на них пришлось 69% от общего количества открытых объектов в указанный период. Безусловными лидерами по количеству открытий объектов формата «минимаркет» стали компании «Альянс Ритейл Групп» и «Клевер Сторс», а также сети «Делві» и «Близенько».

На второй позиции по популярности среди форматов FMCG маркетов, открывавшихся в Украине в первой половине 2024 года, оказались магазины у дома (маркеты с торговой площадью от 200 до 400 кв.м). На объекты этой концепции пришлось 12% от общего количества сданных в эксплуатацию торговых точек в указанный период. При этом наибольшее количество новых магазинов возле дома в указанный период открыла сеть «МаркетОПТ».

В первом полугодии 2024 г. в стране было открыто 45 новых дискаунтеров. Таким образом, на объекты этой концепции пришлось 10% общего количества сданных в эксплуатацию торговых точек в указанный период.

В текущем году аналитики отмечают повторение устойчивого тренда: за период с января по июнь 2024 года больше новых FMCG магазинов (почти 41% от общего количества открытий) открылось в Западной Украине (Волынская, Ровенская, Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская, Хмельницкая, Черновицкая), Закарпатская области), где степень военной напряженности и ракетных обстрелов была в это время значительно спокойнее по сравнению с другими регионами. При этом своим лидерством регион традиционно обязан сетям минимаркетов: наибольшим количеством открытий в Западной Украине в этот период отличились компания «Клевер Сторс» («Сім23», «Сімі»), а также сети «Близенько» и «Тайстра».

На второй привлекательности для экспансии food-ритейлеров позиции, как и в прошлом году, идет Центральная Украина (Винницкая, Черкасская, Полтавская, Кировоградская области), где в первом полугодии 2024 г. было открыто 16,6% от общего количества новых маркетов. При этом наибольшим количеством открытий в регионе отличились сети «Файно маркет» и «МаркетОПТ».

Следующей по активности экспансии ритейлеров была Восточная Украина (Днепропетровская, Харьковская, Запорожская и Донецкая обл.) в которой было открыто 60 магазинов, что соответствует 13,5% от общего количества открытий торговых точек в первом полугодии 2024 г.