Опубликовано

Почему потребительские настроения украинцев падают, несмотря на позитивные ожидания бизнесов

В сентябре 2024 года украинские предприниматели продолжили улучшать бизнес-ожидания, в то же время потребительские настроения украинцев упали с 80 пунктов в августе до 72,6.

Почему граждане и бизнес по-разному оценивают экономическую ситуацию в Украине, объяснил эксперт Центра экономических стратегий Юрий Гайдай.

В сентябре 2024-го индекс ожиданий деловой активности НБУ немного улучшился — до 48,7 по сравнению с 48,4 в августе, однако он все еще ниже нейтрального уровня в 50 пунктов. Настроение улучшилось в торговле и промышленности, но ухудшилось в строительстве и услугах.

В частности, предприятия сферы сообщают о значительном дефиците кадров и расходах на подготовку к сложной зиме с перебоями энергоснабжения.

В то же время украинцы ухудшили потребительские настроения с 80 пунктов в августе до 72,6 в сентябре, где 0 — минимальный показатель, 200 — максимальный. Индекс менее 100 означает, что среди граждан преобладают негативные потребительские настроения.

Юрий Гайдай отметил, что ожидания бизнеса улучшились, прежде всего, за счет промышленности и торговли, которая в целом зависит именно от потребительских настроений. Он объясняет это двумя факторами:

  • бизнес более прагматичен, поэтому на его ожидание меньше влияет эмоциональный фон, в частности, сообщения в СМИ и соцсетях;
  • временной лаг — то есть ухудшение потребительских настроений отразится в деловых ожиданиях с определенной задержкой.

Эксперт Центра экономических стратегий склоняется к первому варианту и приводит пример февраля 2024, когда потребительские настроения упали, тогда как бизнес уже восстанавливался на понимании, что зима и энергетический кризис позади.