Динамика в «квадратах»: ТОП-5 food-ритейлеров Украины по суммарной торговой площади
По итогам 6 месяцев 2024 года суммарная торговая площадь, занятая под сетевыми продовольственными магазинами в Украине, составила около 3 320 000 кв.м. Это на 1,2% или на 38 тыс. кв.м. больше по сравнению с показателями к концу 2023 года.
Такие данные содержатся в новом отчете «Ритейл Украины: ТОП 180 операторов food-ритейла Украины по суммарной торговой площади, первое полугодие 2024 г.», подготовленном компанией GT Partners Ukraine.
Всего из более 180 продовольственных ритейлеров, работающих сегодня в нашей стране, 55 операторов в первой половине 2024 года смогли нарастить суммарную торговую площадь своих магазинов (по сравнению с показателями на конец 2023 г.).
18 торговых операторов вынуждены были в первом полугодии 2024 сократить свою суммарную торговую площадь. Еще около 58% компаний по сравнению с концом 2023 года оставили свою суммарную торговую площадь неизменной.
Структуру прироста новых торговых площадей в первом полугодии 2024 года формировали, прежде всего, те компании, которые работают в форматах «супермаркет» и «дискаунтер». Примечательно, что на 4 ведущих торговых оператора по этому показателю (АТБ, «МаркетОПТ», «Дивоцін» та Fozzy Group) пришлось 3/4 от общего количества торговых площадей, открытых за весь указанный период времени.
Как и в предыдущие годы лидером розничного рынка Украины по показателю суммарной торговой площади продолжает оставаться мультиформатный холдинг Fozzy Group (Киев). Эта компания, управляющая сетями супермаркетов «Сільпо», cash&carry Fozzy, магазинов возле дома «Фора», дискаунтеров Thrash! и премиум-маркетов Le Silpo и Favore за 6 месяцев 2024 г. (по сравнению с данными на конец 2023 г.) нарастила свою суммарную площадь почти на 1% — до 692 800 кв.м.
Вторую позицию рейтинга по-прежнему занимает сеть мягких дискаунтеров «АТБ» (Днепр). За первое полугодие 2024 г. этот ритейлер увеличил свои площади более на 1,7%, достигнув общего показателя в 575 000 кв.м.
На третьей позиции рейтинга ведущих food-ритейлеров Украины по суммарной торговой площади удерживается немецкий оператор METRO Cash&Carry, лишь немного опережая сеть NOVUS. Суммарная торговая площадь магазинов Metro сегодня составляет 167,8 тыс. кв.м., в NOVUS — 166,6 тыс. кв.м.
Замыкает пятерку лидеров одесская компания «Таврія В» с показателем в 155 200 кв.м.
В целом, почти все (кроме METRO) представители ведущей пятерки рейтинга ведущих продовольственных операторов страны по объему торговых площадей увеличили свои показатели в первом полугодии 2024 г.
Стоит отметить, что на 5 ведущих food-ритейлеров страны приходится сегодня 53% всех площадей, занятых под современными FMCG маркетами Украины (суммарная доля двух лидеров рынка — Fozzy Group и «АТБ-Маркет» — составляет 38%).
Больше новых торговых FMCG площадей в первой половине 2024 года открывалось в Западной Украине. При этом в указанном регионе наиболее активно открывали магазины торговых сетей «АТБ», «Сільпо», «Тайстра», «Сім23» и «Близенько». В целом за 6 месяцев 2024 года food-ритейлеры открыли в Западной Украине почти 36% от общего объема новых площадок, введенных в эксплуатацию в этот период по всей стране.
Также отметим, что в Восточной Украине торговые операторы открыли 20,2% общей суммы всех новых торговых площадей, открытых в Украине в первом полугодии 2024 г.
В свою очередь, менее всего новыми FMCG площадями в первом полугодии 2024 г. выросли Северная и Южная Украина — 8,8% и 5,8% от общего количества новых торговых объектов соответственно.