Опубликовано

Российская сеть Myprice в Польше: первый магазин открыт, ориентированность на клиентов из Украины

По данным польского издания Wiadomosci Handlowe, российская сеть дискаунтеров Myprice недавно начала свою деятельность в Польше, открыв первые магазины в этой стране. Несмотря на то, что вывеску магазинов сменили, а российское происхождение бизнеса частично замаскировано, принципы работы оператора в Польше остались неизменными. Вопрос только в том, позволят ли поляки и украинцы себя обмануть?

Владельцами сети являются братья Андрей и Сергей Шнайдеры, бизнесмены из российского Красноярска. Ранее они развивали на польском рынке сеть жестких дискаунтеров Mere, но после полномасштабной агрессии России против Украины в 2022 году были вынуждены закрыть свои магазины из-за бойкота со стороны потребителей и арендодателей торговых помещений.

Myprice — тот самый Mere, только с новым брендом

Оператором сети магазинов Myprice в Польше является компания Torgservis PL — та, которая раньше развивала дискаунтеры Mere. Основателями компании являются братья Андрей и Сергей Шнайдеры — состоятельные бизнесмены из российского Красноярска, создавшие в 2009 году в Сибири сеть магазинов «Светофор». Сегодня это одна из самых крупных продуктовых сетей в России. Ритейлер специализируется на продаже дешевых продуктов преимущественно неизвестных брендов или вообще no-name. В интерьере магазинов минимум декора, а товары лежат прямо на паллетах. Это типичные hard-дискаунтеры, напоминающие путешествие в прошлое на несколько десятилетий.

Бизнес с русскими корнями за границей

В 2017 году братья Шнайдеры начали международную экспансию. В некоторых странах, таких как Казахстан и Белоруссия, они использовали бренд «Светофор». Но для рынка ЕС, а также для Украины, был создан новый бренд — Mere. В Польше первые магазины под этим названием планировались к открытию еще в 2018 году, однако дебют состоялся только в 2020 году. Компания обещала открыть 105 дискаунтеров в Польше, однако к 2022 году их количество выросло всего до 10.

Российское вторжение в Украину в феврале 2022 года кардинально изменило эти планы. Магазины в Польше быстро распродали товары и закрылись. В 2023 году компания Torgservis PL отчиталась о нулевом доходе (по сравнению с 31,73 млн злотых дохода в 2022 году) и зафиксировала убытки в 1,56 млн злотых.

Похожий процесс происходил и в других странах Европы: российские магазины закрывались из-за бойкота потребителей. В Украине же деятельность Mere была запрещена еще в 2021 году, когда компанию сочли угрозой национальной безопасности.

После полномасштабного российского вторжения в 2022 году, Украина наложила санкции на Сергея Шнайдера и его мать Валентину, которая вместе с сыновьями развивала бизнес в РФ. Сергей Шнайдер на 10 лет заблокировано все активы в Украине, полностью запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, аннулировано все лицензии и разрешения, а также наложен запрет на транзит через территорию Украины. В общей сложности против него было применено 13 санкций. Мать Сергея, Валентина, также подверглась аналогичным ограничениям и запретам.

В польском реестре KRS Сергей Шнайдер, считающийся фактическим владельцем компании Torgservis PL, при этом фигурирует он не как гражданин России, а как гражданин Гренады с налоговой резиденцией в Венгрии.

По оценкам журнала Forbes, состояние Сергея Шнайдера и его семьи составляет 1,4 млрд долларов, что обеспечивает ему 2306-ю позицию в рейтинге самых богатых людей мира. Россиянин причастен не только к сфере розничной торговли, но и алкогольному бизнесу.

Переформатирование и новые планы

Российская компания, хотя и закрыла магазины Mere в Польше в 2022 году, не покинула страну полностью, и теперь становится понятно, почему она решила сохранить свое присутствие здесь. Несмотря на отказ от бренда Mere, у которого был негативный имидж в Польше, компания решила начать с чистого листа под новой маркой Myprice. Этот бренд ранее появился в Западной Европе, в частности, в Бельгии в феврале 2024 года, а также планируется его запуск во Франции, Германии и, вероятно, в других странах.

Первый магазин Myprice в Польше открылся летом 2024 года в Седльце. Вскоре после этого открыли вторую точку в поселке Олешево-Борки, а также в Мазовецком воеводстве. Оба открытия прошли очень тихо, без большого медийного внимания. Отсутствие упоминаний у национальных СМИ, очевидно, свидетельствует, что компания стремилась избежать широкой огласки и ассоциаций с брендом Mere. Таким образом, ребрендинг, вероятно, помог добиться поставленных целей на начальном этапе.

По неофициальной информации, оператор Myprice уже забронировал локации для, по крайней мере, еще трех новых магазинов, все они расположены в восточной части Польши. Кроме того, в польских сервисах объявлений можно найти информацию о вакансиях, размещаемых компанией Torgservis PL. В частности, ищут продавцов, менеджеров магазинов, их заместителей, уборщиков и работников складов, а местом работы указана Варшава. Однако это не обязательно означает планы открытия магазинов в столице — возможно, в вакансиях просто указан адрес центрального офиса компании.

Myprice — Mere 2.0

Во время посещения одного из магазинов Myprice корреспондентом Wiadomosci Handlowe ни один из опрошенных клиентов не осознавал, что делает покупки в российском магазине. Это не удивительно — в магазине не было ни одного продукта, произведенного в РФ.

Ассортимент Myprice состоит из товаров польского и украинского происхождения. Там можно приобрести польский картофель, подсолнечное масло, муку, а также украинскую водку, конфеты, печенье или хлопья. Среди товаров есть макароны из Казахстана, чипсы из Беларуси, яйца из Литвы, консервированная рыба из Латвии, соусы из Болгарии и алкоголь из Чехии и Словакии. Непродовольственный ассортимент включает футболки, свитшоты, бюстгальтеры, туалетную бумагу, мусорные пакеты и бытовую химию.

Магазин Myprice по виду почти идентичен дискаунтерам Mere. Сохранена красная цветовая гамма. Дизайн немного более чистый, но все еще достаточно простой: оборудование по сути отсутствует, товары лежат в коробках на паллетах, есть несколько морозильных камер и отдельная холодильная комната для мяса и молочных продуктов.

Myprice даже сохранил схожий девиз. Mere использовал лозунг «Самые низкие цены каждый день», а Myprice обещает «Низкие цены каждый день». Среди поляков это ассоциируется с известным лозунгом «Ежедневно низкие цены» от сети Biedronka.

Подобно Mere, магазины Myprice ориентированы на людей со средним и низким уровнем доходов, которые ищут базовые товары по выгодным ценам. В замысле ритейлера — покупатели готовы смириться с невысоким качеством ради экономии.

Будут ли покупать украинцы у россиян?

Из неофициальных источников некоторые поставщики в разговорах с представителями Myprice были убеждены, что сеть ориентируется не столько на поляков, сколько на выходцев с Востока, в частности украинцев. Ассортимент магазина действительно свидетельствует о такой стратегии. Однако возникает вопрос: действительно ли россияне надеются, что украинцы будут покупать у них товары — как будто в мире ничего особенного не происходит?

В магазинах слышны как польский, так и украинский язык. Однако клиенты даже не подозревают о российском происхождении сети. Большинство покупателей, узнав о российском происхождении Myprice, заявило о намерении изменить отношение к покупкам в этой сети. В то же время, некоторые аргументировали, что магазины предоставляют рабочие места и обеспечивают дешевые продукты для людей с низкими доходами.

Так или иначе, очевидно, что Myprice — это попытка российского бизнеса вернуться на польский рынок, используя новый бренд и маскируя связи с Mere. Несмотря на внешние изменения, стратегия осталась прежней. Возвращение российской сети дискаунтеров в Польшу вызывает этические вопросы, особенно в связи с войной.