Опубликовано

«День без покупок» на 50% снизил продажи ритейлеров в Хорватии

Жители Хорватии устроили в стране бойкот местных магазинов из-за высоких цен на товары, что привело к 50% падению продаж у ритейлеров.

Онлайн-группы призвали отказаться от покупок на один день, что обрушило продажи. Теперь общественные деятели предлагают устроить бойкот на неделю и нацелиться на крупные розничные сети — Eurospin, Lidl и DM.

«Мы хотим послать еще более сильный сигнал, что хорватский рынок должен наконец-то стать регулируемым», — заявил защитник прав потребителей Иосиф Келемен, один из организаторов первой акции.

Бойкот также нацелен на Coca-Cola и другие газированные напитки, а также бутилированную воду и моющие средства. Хорватов призвали избегать не только покупок в магазинах — бойкот может распространиться на службы доставки, банки, рестораны и кафе, а также не покупать бензин. Подобные призывы к бойкоту звучат не только в Хорватии, но и Боснии, Черногории, Северной Македонии и Сербии.

Некоторые протестующие все же хитрят — на прошлой неделе они ездили в соседней Словении и Италии, чтобы там закупиться.

Протесты в Хорватии начались после того, как средние цены на продукты питания выросли более чем на 30% за последние три года. Цены на некоторые товары, например яйца или хлеб, подскочили почти на 60% и 50% соответственно. Среди причин роста цен спад местного сельского хозяйства, приток импортных продуктов и чрезмерная зависимость экономики от туризма.

Ситуацию усугубляют дефицит кадров и высокий налог на добавленную стоимость — он в стране составляет 25%. Страна ежегодно импортирует продукты питания и обычные товары. Причем цены в самой Хорватии получаются гораздо выше — например, шампунь одного немецкого бренда в стране стоит 3,35 евро — на 130% больше, чем его цена в Германии. В Болгарии цена такого шампуня на 20% ниже. Цены на хорватские товары при этом в самой сети выше, чем за границей, отмечают активисты.

Власти Хорватии уже заявили, что расширят список продуктов, на которые нельзя поднимать цены, с 30 позиций до 70. «Государство отреагировало, но бизнес тоже должен вмешаться», — сказал премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович на встрече с представителями розничных сетей.