VARUS в Одессе: «Новые жилые комплексы зачастую становятся оптимальными локациями для наших супермаркетов»
Как VARUS адаптируется к потребностям потребителей и конкурентной среде, где доминируют местные ритейлеры? Об этом рассказала Анна Луганская, CMO сети VARUS.
Одесса — город, где всегда был спрос на современные торговые форматы. Поэтому логично, что для сети VARUS открытие супермаркетов в Южной Пальмире стало логичным шагом. После пандемии и в условиях войны компания наконец-то смогла реализовать свой план и представить одесситам новый уровень шопинга. Какие особенности местного рынка стали определяющими при принятии этого решения?
Анна Луганская, CMO сети VARUS
Добрый день. Почему и когда было принято решение, что сети VARUS уже пора «завоевывать» Одессу?
На самом деле, открытие супермаркета VARUS в Одессе было в планах еще до начала пандемии COVID-19. В ходе исследований местного рынка мы увидели, что у одесситов есть запрос на современные супермаркеты с качественными товарами и выгодными предложениями.
Однако расширение географии на этот регион долго приходилось откладывать — сначала по вызовам коронавирусного периода и карантин, затем — по полномасштабному вторжению. В конце концов, в 2023 году мы поняли, что готовы знакомить Одессу с сетью VARUS и открыли свой первый супермаркет на проспекте Добровольского.
Да, начнем именно с него. Ваш первый супермаркет в Одессе — на просп. Добровольского — открылся в месте, где раньше размещался магазин BILLA. Почему именно с этой локации вы решили начинать развиваться в Одессе? И можно ли ожидать, что и на месте другой одесской «Биллы» (по ул. Королева) тоже скоро откроется VARUS?
Первый супермаркет VARUS в Одессе действительно открылся в помещении, где когда-то давно работал супермаркет BILLA. Однако это помещение уже было пустым и принадлежало новому владельцу.
По нашим расчетам, эта локация обладала высоким потенциалом благодаря своему расположению и активному потоку клиентов. Кроме того, именно здесь мы смогли разместить наш региональный офис.
По помещению на улице Академика Королева, где раньше также работала BILLA, сейчас оно принадлежит корпорации АТБ, которая выкупила этот объект. Поэтому открытие VARUS в данном конкретном помещении не планируется. Тем не менее, мы рассматриваем другие перспективные локации для открытия будущих супермаркетов.
Ряд ваших объектов также открылся в новых жилых комплексах. Почему вы практикуете именно такой подход к выбору локаций?
Мы усердно подходим к выбору локации для открытия новых магазинов, ориентируясь на данные геомаркетинговых исследований и аналитику открытых источников. Приоритетные зоны определяются на основе нескольких ключевых факторов: плотность населения в зоне охвата, транспортной инфраструктуры, автомобильный и пешеходный трафик. Именно поэтому новые жилые комплексы часто становятся оптимальными локациями для наших супермаркетов — они объединяют высокую концентрацию жильцов и активное движение, что обеспечивает стабильный поток клиентов.
Какие ресурсы — собственные кадры или внешние консультанты — Вы привлекаете для поиска привлекательных помещений для открытия своих магазинов в Одессе?
Мы у VARUS очень с большим вниманием подходим к выбору локации и формату новых магазинов. Недостаточно просто найти привлекательное место и соответствующее размерам помещения: нужно также проанализировать потенциальную посещаемость, целевую аудиторию, составить ее портрет.
Кроме того, при анализе учитываются и такие факторы, как средняя посещаемость локации, наличие конкурентов рядом, стоимость и условия аренды и коммунальных услуг, затраты на ремонт и многое другое. Для такого комплексного анализа в VARUS привлекают своих специалистов, а при необходимости можем обращаться и к внешним консультантам.
Одесса — традиционная территория местных ритейлеров ( «Таврия В», «Копійка», «Обжора» и др.). Как вы планируете выделяться на их фоне?
Сеть супермаркетов VARUS обладает рядом уникальных преимуществ, благодаря которым наши магазины быстро завоевывают популярность местных жителей. Новые супермаркеты VARUS в Одессе уже успели это доказать.
Это и стильный интерьер — магазины в Одессе имеют формат VARUS Home, сочетающий современность с домашним уютом и делающий процесс покупок приятным и комфортным. И большой ассортимент товаров украинского и зарубежного производства, в том числе более 2000 позиций собственных торговых марок VARUS.
Еще одна фишка наших магазинов — уютные VARUS CAFE, где можно не только купить качественные готовые блюда или любимую выпечку, но и провести время в приятной обстановке. Здесь гостей ждет огромный выбор готовых блюд: салатов, мясных и вегетарианских блюд, WOK-меню, фирменная пицца и многое другое.
Кроме того, VARUS покоряет сердца клиентов удобными сервисами. Кассы самообслуживания позволяют сэкономить время и не стоять в очередях, а с сервисом VARUS.UA можно вообще не ходить за покупками, а заказывать их с доставкой прямо домой.
В заключение стоит сказать о программе лояльности VARUS PERFECT, которая делает покупки более выгодными. Участники программы получают 1% бонусов с каждой покупки или 2% за покупки от 5000 грн. Воспользоваться ею можно прямо в приложении VARUS без необходимости носить с собой пластиковую карту.
Это только часть уникальных фишек VARUS, мы постоянно работаем над новыми решениями для улучшения клиентского опыта.
Средний чек и количество позиций в чеке — отличаются ли эти показатели у VARUS в Одессе и, например, в Днепре? В какую сторону?
Если сравнивать показатели среднего чека в подобных по формату супермаркетах Днепра и Одессы, то в Одессе они выше. По количеству чеков Днепр преобладает, но мы также продолжаем активно популяризировать наш бренд в Одесском регионе, информируя о наших преимуществах, чтобы увеличить этот показатель. И по достижении соответствующего минимума по количеству открытых супермаркетов расширим рекламную компанию на весь регион и сбалансируем показатели трафика.
Какие основные отличия одесского клиента от столичного и днепровского Вы бы выделили?
Одесская аудитория имеет свои особенности, поэтому еще задолго до открытия мы провели основательное исследование потребностей клиентов. Из основного — одесситы обладают уникальным юмором, а также любят рынки.
Для взаимодействия с местной аудиторией нужно быть в курсе этих особенностей, говорить с клиентом на одном языке, понимать и использовать этот неповторимый юмор. Кроме того, историческая приверженность рынкам означает, что потребители в Одессе еще не в полной мере ознакомились со всеми преимуществами бонусных программ и мобильных приложений, так что в коммуникации важно делать больше акцента на эти направления.
Какие каналы маркетинговых коммуникаций с потенциальными клиентами вы используете в Одессе?
Мы всегда выбираем каналы коммуникации в соответствии с целями. Вместо того чтобы массово распространять рекламу, концентрируемся на конкретных потребностях и целевых аудиториях.
Для первого открытия мы выбрали семейную целевую аудиторию и создали удобный магазин у дома с широким ассортиментом товаров для ежедневных закупок. Поэтому и в коммуникации мы сосредоточились на районных каналах со сплоченной аудиторией, которую бы заинтересовал именно выбранный нами формат.
Мы разработали медиакампанию, ориентированную на геолокацию в районе супермаркета, рассчитанную в первую очередь на Facebook, Telegram и Youtube. Также привлекли реферальные программы и рассылки от партнеров, в частности, Киевстар. Кроме того, также размещали промо на биллбордах и открытках на досках в лифтах и подъездах.
Эта стратегия отлично сработала. Благодаря диджиталам-каналам в день открытия супермаркета мы перевыполнили суточный план в три раза. Также хороший результат дала кампания по популяризации мобильного приложения VARUS. Благодаря этому мы еще до открытия первого магазина получили пользовательскую базу из Одессы, которые загрузили приложение, и с которыми мы могли коммуницировать напрямую.
Каковы дальнейшие планы развития компании в Одессе?
Сеть VARUS планирует продолжать развитие и экспансию, как в Одессе, так и в новых регионах. В конце года в Одессе открылся уже шестой супермаркет VARUS, и в наших планах тестировать новые форматы. Многие детали рассказывать не буду, пусть это будет сюрпризом. Скажу только, что одна из идей — открыть магазин формата более 2000 кв.м в Одессе. Это будет нечто совершенно новое и непривычное как для нас, так и жителей Одессы.
Конечно, мы также продолжим внедрять новые сервисы для того, чтобы шопинг в VARUS становился еще более комфортным, а наши клиенты еще счастливее.