Павел Кожухарь: «2025-й будет в нашей компании годом собственных торговых марок»
В украинском food-ритейле осталось несколько международных операторов, которые продолжают удерживать действительно устойчивую позицию на рынке. Среди них компания METRO Украина, управляющая сегодня 24 торговыми центрами, расположенными в 16 областях нашей страны. О позиционировании, работе с потребителями и private labels мы поговорили с Павлом Кожухарем, директором по маркетингу METRO Украина.
Добрый день, Павел. Исторически компания METRO формировалась как оптовый оператор, обслуживавший потребности HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе — ред. ) и мелких торговцев. Какой сейчас ключевой фокус METRO в Украине? Кто ваш целевой потребитель?
Мы работаем с тремя основными группами клиентов в Украине. Первая и основная группа — это HoReCa-клиенты. Наша бизнес-стратегия и ассортимент сосредоточены на удовлетворении потребностей этой группы, которым мы предоставляем не просто товары, а комплексные решения и сервисы, упрощающие их бизнес-процессы.
Также важна группа конечных потребителей и домохозяйств, для которых METRO является местом для выгодных закупок с лучшим ассортиментом и высоким качеством.
Третья группа — это предприниматели, работающие в сфере торговли и осуществляющие закупки для своего бизнеса в наших торговых центрах.
Поговорим о нашем непростом настоящем. Как и другие операторы, METRO в Украине пострадало от бомбардировок и оккупации. Какая сейчас ситуация с вашим ТЦ на Окружной дороге в Харькове?
Этот торговый центр не работает, но мы продолжаем обслуживать клиентов Харькова через другой наш торговый центр и обеспечиваем доставку и весь спектр услуг.
Недавно в Виннице Metro запустило свою первую солнечную станцию. Будет ли этот проект масштабироваться на других ваших ТЦ?
Это важный шаг в нашей стратегии по устойчивому развитию. Конечно, в течение 2025-2027 гг. мы планируем распространить этот опыт на другие торговые центры METRO — в Ивано-Франковске, Львове, Черновцах, Ровно, Житомире и Киеве, а через 5 лет покрыть все ТЦ альтернативной энергией (СЭС).
Где находится наиболее посещаемый ТЦ METRO?
Несколько наших торговых центров имеют схожие показатели по посещаемости и количеству чеков, но лидерами в этом отношении являются METRO Позняки и METRO Теремки в Киеве.
Сколько собственных торговых марок сегодня продается в METRO и какое количество SKU (Stock Keeping Unit — единица учетного измерения — ред. ) они охватывают? Какова доля собственных торговых марок в общих продажах сети?
В METRO мы активно работаем с собственными торговыми марками, и их доля в продажах продолжает расти. Всего в нашей сети есть 8 ключевых собственных брендов: Aro, Fine Life, Metro Chef, Metro Professional, Metro Premium, Rioba, Sigma, Tarrington House. В отделе вина мы предлагаем до 60 собственных брендов, а в отделе пива — бренды Glankrone и Felsgold. В категории энергетических напитков представлен бренд Power Up.
В общем ассортименте METRO собственные торговые марки охватывают около 4000 артикулов в категориях food и non-food. Доля собственных торговых марок в общих продажах сети составляет 25% и постоянно растет, что свидетельствует о растущем спросе и доверии наших клиентов к продукции под собственными брендами.
Какие каналы коммуникации с потребителем для вас наиболее приоритетны?
Мы акцентируем на цифровых коммуникациях, в частности, через таргетинг и алгоритмы диджитал-платформ. Особое внимание уделяем персональной коммуникации с клиентами через CRM (управление отношениями с клиентами – ред. ) и сегментацию. Это позволяет предоставлять релевантные предложения и стимулировать возврат потребителей. Кроме этого, активно используем офлайн медиа для национальных кампаний — в частности, телевидение, радио и наружную рекламу.
А как вы оцениваете роль бумажных рекламных буклетов в современном бизнесе?
Мы давно отказались от бумажных буклетов и каталогов, переведя их в цифровые носители. Это более эффективно, современно и экологично.
Какие особенности имеет ваше приложение MCompanion? Сколько у него пользователей?
Мы очень гордимся приложением MCompanion, которое объединяет все группы наших клиентов и предоставляет множество возможностей. Это доступ к нашему ассортименту, каталогам, возможность формировать списки, пользоваться виртуальной картой, отслеживать акции и проверять наличие товаров в сети.
И в заключение: какие ключевые задачи стоят перед командой METRO на 2025 год?
2025 год в компании называют годом своих торговых марок. Мы продолжим акцент на СТМ и сосредоточимся на усилении уровня цифровизации как в торговых центрах, так и на наших цифровых платформах. Высокий уровень качества и сервис остается нашим главным приоритетом.