Вопрос времени: Biedronka и Lidl появятся в Украине
- Фото:
- Wiadomosci Handlowe
Магазины Biedronka и Lidl рано или поздно появятся в Украине – это только вопрос времени. Пока идет война, выход западных продуктовых сетей выглядит маловероятным, однако после завершения боевых действий и при благоприятных условиях — вполне реальным.
Сейчас украинский продовольственный рынок почти полностью контролируют местные компании. Из крупных западных сетей работают только единицы — немецкая Metro, французский Auchan, литовский Novus и голландский SPAR.
Lidl не успел дебютировать в Украине до войны
Ближайшим к выходу на украинский рынок был Lidl. В 2021 году немецкая группа Schwarz, которой принадлежит эта сеть дискаунтеров, одобрила расширение к востоку от Польши. Гендиректором Lidl Украина был назначен поляк Адам Мищишин, более восьми лет работавший в Lidl Polska. Немецкие СМИ тогда писали, что компания намерена повторить в Украине «польский успех» (на тот момент в Польше Lidl имел около 750 магазинов; сегодня более 940 и компания является вторым игроком польского рынка по объему продаж).
В феврале 2022 года из-за полномасштабного вторжения России эти планы были пересмотрены. Lidl бессрочно заморозил развитие Украины еще до открытия первого магазина. В мае 2022 года Адама Мищишина перевели руководить развитием сети в Словакии, а уже через год он возглавил чешское подразделение. С тех пор компания официально не комментирует свои планы по Украине, а все упоминания в СМИ основываются только на предварительных данных.
Украина остается одним из немногих европейских рынков, где еще не представлен Lidl — один из самых распространенных в Европе ритейл-брендов в продуктовом сегменте. Lidl работает на около 30 рынках, включая всех западных соседей Украины. Его нет в нескольких странах Балкан (Босния и Герцеговина, Черногория, Албания, Косово, Северная Македония), а также в Норвегии, Исландии, Украине, Молдове, Беларуси, России и нескольких государствах Европы. Впрочем, компания уже объявила о планах по выходу на рынки Боснии и Герцеговины, Черногории и Северной Македонии. В Норвегии Lidl работал с 2004 по 2008 год.
Biedronka в Украине
Еще в 2020 году португальская группа Jeronimo Martins, которой принадлежит этот бренд, вела неудачные переговоры о покупке лидера украинского рынка сети ATБ.
«Не скрываем, что Украина изучалась как потенциальный рынок и, вероятно, будет изучаться снова после завершения конфликта», — заявлял в 2022 году Мацей Луковский, член правления Biedronka, ныне отвечающий за экспансию в Словакии.
Луиш Араужу, генеральный директор Biedronka в Польше, также отмечал, что сеть в долгосрочной перспективе будет рассматривать возможности развития в Украине. Он уверен, что формат дискаунтера подойдет для стран-соседей Польши.
Если Lidl и/или Biedronka появятся в Украине, их главным конкурентом станет дискаунтер АТБ. Если только кто-нибудь из них не приобретет эту компанию.
LPP верит в украинский рынок
В сегменте непродовольственной торговли иностранные сети активно расширяются. Польские ритейлеры уже давно работают в Украине. В частности, группа LPP, в которую входят бренды Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay.
Sinsay сейчас настоящий флагман: только в 2024-2025 годах открыли более 150 новых магазинов. Всего у сети уже около 300 торговых точек в Украине и продолжает расти.
Кроме того, в Украине работают 14 магазинов CCC, 10 точек Smyk, 8 — Wittchen, а HalfPrice имеет 4 магазина.
«Причина их успеха проста: они не боятся вкладывать деньги, быстро адаптируются к новым условиям и верят в будущее украинского рынка», — заключает Андрей Жук.
Silpo в Польше — есть ли для него место?
Такие форматы, как Silpo или Goodwine, вполне могли бы работать в Польше. Проблема в банальной нехватке свободных площадей: хорошие локации уже заняты, и чтобы войти на рынок по-настоящему, придется долго ждать удобного момента.
Украинские бренды, имеющие свою изюминку, могут действительно заинтересовать польского потребителя. «Создавать в Польше еще один аналог АТБ нет смысла — таких магазинов там хватает. А вот магазин с особой атмосферой, тщательно подобранным ассортиментом и качественным сервисом — это уже другое дело. И именно здесь украинским ритейлерам есть что показать», — отмечает Андрей Жук.
У Silpo, по его мнению, есть все шансы на успешный старт в Польше.
К тому же, Fozzy Group уже успела символически заявить о себе на польском рынке. Компания IDKFA IDCLIP (90% которой принадлежит Fozzy Holdings Limited) управляет франчайзовым магазином Carrefour в Познани. Остальные 10% — в собственности поляка Мацея Гавронского, отвечающего за логистику и поставки в Fozzy Group.
О намерениях Silpo выйти на польский рынок стало известно еще в начале 2023 года. Тогда компания привлекла консультантов, исследовала рынок и искала локацию для будущих магазинов. Пока ни один не открыт, но это вовсе не означает, что идею отложили в длинный ящик.