Опубликовано

Наличные или карточки: как изменяются платежные привычки украинцев в ритейле

Почти 95% платежей в Украине сегодня безналичны. И все же, 35% всех сумм до сих пор проходят через наличные. И это делает наличку тихим, но мощным серым кардиналом в мире розничной торговли. Мобильные приложения, карты и NFC позволяют оплачивать покупки быстро и безопасно. И все же часть украинцев тянется к кошельку на кассе супермаркета. Для кого это вопрос доверия или контроля над расходами, для других — привычка. И этот баланс между инновациями и старыми привычками определяет как будет выглядеть будущее оплаты в украинских магазинах.

Согласно данным НБУ, украинцы все больше уходят от кэша, но полностью от него не отказываются. По состоянию на август, 95% платежных операций осуществлялось безналично, однако в денежном измерении доля наличных денег все еще значительна — 34,7% от всех сумм.

Бесспорный лидер — розничная торговля. Именно здесь проходит три из четырех транзакций, а на покупки в магазинах и сервисах приходится еще половина всех потраченных денег.

В целом среди украинских ритейлеров показатель безналичных оплат превышает 50%:

  • JYSK — соотношение платежей составляет 64% безналичных расчетов и 36% наличных.
  • «Аврора» — 50% оплат производится карточками или другими безналичными способами.
  • «Эпицентр» — доля безналичных расчетов составляет 59%, доля наличных — 41%.
  • SPAR, «Наш Край» — соотношение безналичных и наличных платежей составляет 55% к 45% соответственно.

Средний чек и инфраструктура безналичных платежей

Данные НБУ говорят, что в магазинах и сервисах расходы растут. Сейчас средний чек составляет 342 грн, что на 21 грн больше, чем в прошлом. Онлайн-покупки также дорожают: средний чек составил 589 грн (+46 грн в год).

Украинские ритейлеры подтверждают эти данные своей статистикой. К примеру, клиенты сети «Аврора», выбирающие безналичную оплату, обычно совершают более дорогие покупки. Их средний чек примерно на 15% выше, чем у тех, кто выбирает оплату наличными.

В продуктовом ритейле средний чек при оплате картой, как правило, на 20% выше, чем при оплате наличными.

Богдан Дзеблюк, заместитель генерального директора сетей SPAR и «Наш Край»:

  • О соотношении наличных и безналичных платежей в своей компании

«В нашей сети соотношение безналичных и наличных платежей составляет около 55% в пользу безналичных расчетов. Остальные 45% приходятся на наличные. Важно отметить, что средний чек при оплате картой, как правило, на 20% выше, чем при наличном расчете. За последние 5 лет, особенно под влиянием пандемии, произошел стремительный скачок от 40% до текущих показателей, что закрепило тренд на cashless.

Мы активно развиваем сеть касс самообслуживания. Они работают в формате 100% cashless, то есть принимают к оплате исключительно банковские карты и платежные гаджеты. Это наше стратегическое решение, позволяющее максимально ускорить обслуживание на этих кассах, избежать расходов на их инкассацию и минимизировать очереди, стимулируя клиентов использовать современные способы оплаты.

  • Об отличиях в оплате наличными в зависимости от половозрастной структуры населения или регионов

Безналичный покупатель: преимущественно молодежь и люди среднего возраста (до 50 лет) — как мужчины, так и женщины, из больших городов, активные пользователи смартфонов, которые ценят скорость, удобство и программы лояльности.

«Кешовый» покупатель: чаще люди постарше и жители небольших городов и сел, получающих доходы в наличной форме (например, от продажи сельскохозяйственной продукции), а также часть населения, стремящаяся к большей анонимности своих расходов. Для них наличные деньги — это привычка, инструмент контроля бюджета и иногда единственная доступная опция».

Около 60% платежных карт в Украине оснащены технологией NFC, а почти треть (30,6%) уже токенизированы и используются через сервисы Apple Pay и Google Pay. Традиционные инструменты считывания чипа или магнитной полосы сохраняют лишь минимальную долю в структуре расчетов (2-3%), в то время как основная масса операций осуществляется в полностью бесконтактном формате.

К тому же, терминалов для безналичных оплат по всей Украине становится все больше. За год их количество выросло на 8% и достигло 536 тыс. Торговых точек, принимающих карты, увеличилось на 10% — теперь их 571 тыс. В то же время наличный сегмент сокращается, поскольку банкоматов стало меньше на 1,2% — всего 15,5 тыс.

Также все больше покупателей пользуются кассами самообслуживания, которые в подавляющем большинстве предусматривают только оплату безналичным способом. В сети «Аврора» такие кассы уже установлены во всех магазинах. Это позволило существенно увеличить их роль в структуре продаж — на КСО приходится 23% всех чеков сети и 38,54% безналичных операций.

Наличными на кассах самообслуживания рассчитываются около четверти покупателей сети «Эпицентр». Для этой категории потребителей кэш остается более привычным методом расчета, однако доля наличных расчетов на кассах самообслуживания постепенно уменьшается. «Меньшая доля оплат наличными на терминалах самообслуживания по сравнению с обычными кассами связана с тем, что не все наши КСВ имеют возможность принимать наличные. К тому же кассами самообслуживания чаще пользуются люди младшего возраста, которые предпочитают платежные карты», — говорит Максим Шеремет, операционный директор сети «Эпицентр».

Дополнительно к традиционным безналичным способам оплаты в сети «Аврора» добавлена новая функция FacePay от ПриватБанка. Теперь покупатели могут производить платежи с помощью биометрической идентификации лицом.

Кто и где платит наличными

В украинском ритейле четко прослеживается контраст между безналичными и кэшовыми покупателями. И этот портрет зависит не только от возраста, но и города или региона.

В крупных городах, особенно в столице, преобладают безналичные платежи. Карточки и смартфоны становятся стандартом, а покупатели ценят быстроту, удобство и программы лояльности. В меньших городах и отдаленных регионах доля наличных денег традиционно выше, особенно среди старшей аудитории. Для них наличные деньги — это привычка, инструмент контроля бюджета и иногда единственный источник дохода.

Условный «наличный» покупатель — это обычно старший клиент, житель небольших городов или пригородов, тогда как «цифровой» — младший житель мегаполиса, более открытый к новым технологиям.

Среди региональных особенностей ритейлеры выделяют, что на востоке и в центральных областях доля безналичных платежей выше, тогда как на западе страны покупатели чаще остаются приверженцами наличных.

По данным аналитического департамента сети «Эпицентр», покупатели в возрасте 35-55 лет платят наличными до 7 раз чаще, чем возрастная категория до 35 лет. При этом, по статистике компании, мужчины платят наличными вдвое больше, чем женщин.

Таким образом, портрет украинского покупателя в разрезе формата оплаты формируется на пересечении возраста, региона и готовности к цифровизации:

  • мегаполисы и молодежь — cashless,
  • меньшие города и старшие поколения — наличные деньги.

Стоимость обслуживания наличных

Обслуживание наличных — недешевая статья расходов. Безналичные платежи тоже нуждаются в поддержке терминалов и комиссий банков, но наличность требует еще и инкассации, страхования, охраны и времени персонала на перерасчет и контроль средств.

В сетях SPAR и «Наш Край» говорят, что прямые расходы на инкассацию и комиссии банка за перерасчет наличных денег могут достигать от 0,4% до 1% от суммы наличного оборота. Однако ключевые затраты на рабочее время персонала скрыты. В среднем кассир тратит от 30 до 45 минут в день на перерасчет кассы и подготовку отчетности. Для среднего супермаркета это обходится в 3-5 человеко-часов каждый день. А это составляет почти полную ставку на одного работника.

Уменьшить нагрузку можно за счет автоматизированных кассовых решений, которые самостоятельно принимают и проверяют наличные деньги. Однако это требует существенных инвестиций, к которым готовы далеко не все сети.

В JYSK добавляют, что решающим фактором может стать государственное и отраслевое регулирование. Например, пересмотр норм лимита наличных денег, которые позволили бы сдавать выручку не ежедневно, а раз в неделю, что существенно сократило бы расходы на инкассацию.

Второй момент касается безналичных платежей. Когда покупатель рассчитывается картой, магазин платит комиссию банкам и платежным системам. Часть этой комиссии — так называемый Interchange-тариф. В Украине он выше, чем в большинстве европейских стран. Если бы его снизили, магазинам было бы дешевле принимать карточные платежи. Тогда бизнесу стало бы выгоднее поощрять клиентов платить картой. Это выгодно и для покупателя, и для магазина: меньше затрат на обслуживание наличных денег, более быстрые операции и меньший риск ошибок или краж.

Кроме стоимости инкассации и обслуживания наличных денег, для ритейлеров дополнительным вызовом остается контроль подлинности купюр. Магазины вынуждены не только оплачивать инкассационные услуги, но и инвестировать в детекторы валют для проверки банкнот и обучения персонала. Ведь даже единичные инциденты с фальшивыми купюрами нуждаются в четких действиях. Если обнаружена фальшивка, сомнительная банкнота не принимается, составляется акт, вызывается полиция или передается в банк. В большинстве сетей случаи подделок происходят нечасто, однако это все равно создает дополнительную нагрузку и затраты.

Владимир Мовчан, финансовый директор JYSK в Украине:

«Обработка наличных денег для крупной розничной сети всегда означает дополнительные расходы: охрана, логистика, инкассация и рабочее время персонала. В среднем каждый день сотрудники тратят от нескольких минут до часа на подсчет, контроль и сдачу наличных денег, в зависимости от загруженности магазина. Это отвлекает от основной задачи — обслуживание покупателей.

Упростить процесс можно двумя способами. Во-первых, на уровне государственного регулирования — либерализация нормы «лимита кассы» и возможность сдавать выручку не ежедневно, а еженедельно, что существенно уменьшило бы расходы на инкассацию. Во-вторых, на уровне платежных сервисов дальнейшее снижение стоимости эквайринга, в частности Interchange тарифа, до уровня европейских стран. Это дало бы возможность бизнесу активнее стимулировать безналичные платежи, которые удобнее и для компаний, и для покупателей».

Будущее наличных денег в ритейле

Согласно данным исследования Visa Stay Secure 2025, 68% украинцев больше не носят наличные деньги и редко пользуются банкоматами, а 81% считают цифровые платежи более быстрыми и удобными. Поэтому будущее наличных денег в ритейле сегодня выглядит как баланс между инновациями и потребностями клиентов.

В SPAR считают, что полный отказ от наличных денег может стать риском, ведь значительная часть покупателей все еще полагается именно на этот способ оплаты. Поэтому оптимальная стратегия стимулировать безналичные расчеты через акции, кэшбек и специальные предложения, но при этом оставлять возможность оплатить наличными на классических кассах. Такой подход позволяет сохранить сервис для самой широкой аудитории.

В то же время в «Авроре» делают ставку на cashless как на конкурентное преимущество. Уже 70% безналичных оплат в сети проходят через кассы самообслуживания, и эта цифра растет.

Виталий Колесник, Fintech manager сети «Аврора»:

«Мы однозначно видим развитие cashless как конкурентное преимущество. Уже сегодня около 70% безналичных оплат в сети «Аврора» проходят через кассы самообслуживания, и этот показатель стабильно растет. Для клиента это — скорость, удобство и безопасность, а для нас — возможность сделать процесс покупки еще более комфортным.

Сегодня наш фокус — на инновациях: мы тестируем новые методы оплаты, внедряем современные модели POS-терминалов и развиваем сеть быстрокасс, программное обеспечение которых разрабатываем самостоятельно. В то же время мы понимаем, что часть покупателей предпочитает наличные деньги. Поэтому оставляем эту опцию как элемент сервиса».

Безналичные платежи — это стандарт современного диджитализованного мира: они быстры, удобны и безопасны. В то же время, даже при активном росте таких оплат полный отказ от наличности в Украине может занять несколько лет. Значительная часть покупателей все еще предпочитает кэш. Это происходит из-за привычки, желания контролировать расходы и опасения безопасности цифровых платежей. Для ритейлеров важно обеспечить баланс: предлагать комфортные безналичные сервисы и КСВ, и не забывать о тех, кто предпочитает классический способ оплаты.

Максим Шеремет, операционный директор сети «Эпицентр»:

«Сеть «Эпицентр» работает на украинском рынке уже более 20 лет и за это время смогла наладить эффективные процессы во всех аспектах бизнеса, в том числе и в обслуживании наличных расчетов. Сейчас обслуживание инкассации, охраны и логистики занимает у нас не более 0,3% операционных расходов бизнеса (OPEX).

Что касается затрат времени при работе с наличными деньгами, то они в первую очередь зависят от суммы покупок и количества банкнот. В основном время расчета наличными составляет от 30 секунд до 2 минут на покупателя. Самый простой способ ускорить этот процесс на кассах — это установить новые версии счетчиков, способные подсчитывать не только количество банкнот, но и общую сумму».