Black out украинских ритейлеров: как торговые сети готовятся к зимнему сезону?
Учитывая приближающийся энергетический кризис, европейские ритейлеры еще летом начали подготовку к сложной зиме: в частности, сети продуктовых магазинов E. Leclerc, Carrefour, Systeme U, Intermarche, Auchan, Casino, Franprix, Monoprix и Lidl с организацией Perifem подписали протокол, который будет использоваться для совместного урегулирования деятельности в условиях приближающегося энергетического кризиса.
В рамках этого проекта ритейлеры должны соблюдать общие рекомендации энергосбережения: выключать световые вывески на ночь, проводить систематическое снижение интенсивности освещения в магазинах, уменьшить освещенность торгового зала в рабочее время магазинов на 30%, выключать вентиляцию на ночь и т.д.
В Украине кроме энергетического кризиса центральной проблемой остается война. Значительная часть отечественных ритейлеров уже прорабатывает план работы в зимний период, поскольку возможность дефицита электроэнергии подкрепляется угрозой ракетных атак и разрушения ТЭС.
Традиционный ритейл
Украинские ритейлеры говорят, что еще в начале войны были разработаны и запущены разного рода проекты энергосбережения, разработаны напоминания, основами которых являются следующие пункты:
- контроль температур в холодильном оборудовании;
- правильное использование систем кондиционирования воздуха в режимах охлаждения и обогрева (не включать кондиционеры, если температура воздуха не превышает +25°С и не ниже +18°С; не открывать окна и двери, если работают кондиционеры, обогреватели, тепловые завесы);
- неактивный режим работы компьютерной техники (выключать мониторы системы видеонаблюдения, кассовые компьютеры, офисную оргтехнику и т.п. на период простоя или настроить в операционной системе режим энергосбережения; отключение экрана через 5 минут отсутствия активности; запуск спящего режима после 25 минут отсутствия активности).
В винницкой сети магазинов «Домашній маркет» отмечают, что дополнительно в торговых точках подключены датчики измерения температуры воздуха, которые реагируют на изменения рекомендованных тепловых границ. В компании говорят, что не рассматривают возможность сокращения рабочего дня в условиях энергетического кризиса, поскольку комендантский час и так внес коррективы в режим работы магазинов, ограничив предыдущий круглосуточный график.
В сети магазинов электроники и бытовой техники «Фокстрот» говорят, что большинство их торговых объектов расположены в торговых центрах, где удельный вес оптимизации затрат зависит от материалов и технологий, которые использовались при строительстве ТЦ/ТРЦ.
Что интересно, европейские ТРЦ сообщают, что в случае дефицита электроэнергии согласно процедурам ограничения на поставки должны касаться в первую очередь коммерческих получателей, то есть торговых центров и офисов. Так, пресс-секретарь варшавской мэрии в начале августа сообщала, что ситуация серьезная и город готовится к разным сценариям, связанным с ограничениями потребления электроэнергии, в частности сокращение времени работы ТРЦ и снижение уровня освещения и кондиционирования.
"Еще задолго до полномасштабной войны мы полностью перешли на энергосберегающее LED-освещение в наших магазинах, которое на 45% экономнее, чем традиционное (люминесцентное). И, соответственно, это дает нам возможность экономить электроэнергию.
Кроме того:
• нами разработан и воплощается в жизнь почасовой график использования электроприборов, таких как акцентное освещение, количество включенной в электрическую сеть демонстрационной техники;
• осуществлен переход на альтернативные системы отопления (инверторные системы кондиционеров, которые работают зимой на отопление торговых точек и потребляют на 30% меньше электроэнергии);
• мы устанавливаем системы автоматического контроля температурного режима по всем торговым объектам для соблюдения температуры в помещении в соответствии с санитарными нормами", — рассказал Василий Шургот, директор по развитию сети "Фокстрот«.
Если говорить об альтернативных источниках энергии, то в украинском ритейле в этом направлении активно развивается сеть «Сільпо», которая в 2020 г. открыла первый торговый объект в формате Re Cycling. В этой торговой точке «зелеными» решениями стали, в частности, солнечная электростанция на крыше, геотермальное отопление и кондиционирование, наружное освещение от солнечной энергии.
Рассматривая возможность перехода на альтернативные методы электроснабжения, Василий Шургот, директор по развитию сети «Фокстрот», говорит, что переход на «зеленую энергию» или другие методы имеет перспективу только на собственных, отдельно стоящих зданиях, которых у компании нет.
Сети АЗС
В современных реалиях объектами ритейла все активнее становятся и автозаправочные станции. Если раньше клиенты приезжали сюда исключительно ради заправки автомобиля, то сейчас коммерческое, гастрономическое и сервисное предложение таких объектов быстро возросло. К тому же, АЗС — часть критической инфраструктуры, которая обеспечивает горючим подразделения ВСУ, медицинский транспорт, волонтеров и т.д.
В сети ОККО нам сообщили, что на всех автозаправочных комплексах установлено светодиодное освещение территории и помещений, оборудованное сумеречным реле. Это дает возможность автоматического включения уличного освещения с наступлением темного времени суток и, соответственно, его отключения в утреннее время. Практически на всех АЗК установлены тепловые завесы, позволяющие сохранять накопившееся тепло в помещениях при открытии входной двери.
Кроме того, компания устанавливает солнечные электростанции: ими оборудованы уже 65 объектов ОККО. Производимая при этом электроэнергия используется для покрытия собственных потребностей АЗК в энергоресурсах. В ОККО говорят, что в летние месяцы их мощностей хватает, чтобы средний по размеру автозаправочный комплекс мог полностью обеспечить себя собственной электроэнергией.
Кроме того, на случай аварийных отключений электроснабжения, 261 АЗК ОККО оборудованы дизель-генераторными установками, снабжающими объекты электроэнергией. Дополнительно компания планирует закупить еще 43 автономных дизельных электростанций для обеспечения работы АЗК в разных регионах страны.
Несколько лет назад сеть ОККО также установила крупнейшую на западной Украине фасадную солнечную электростанцию на своем центральном офисе во Львове. Конструкция состоит из почти 1 тыс. солнечных панелей, закрепленных не только на крыше, но и поверхности фасада 7-этажного здания.
"Думаю, если этой зимой будут возникать длительные перебои с подачей электричества, то ритейл вряд ли сможет функционировать полноценно. В продуктовых магазинах отключатся холодильные и морозильные камеры, сотрудники начнут замерзать, а автоматизированный учет продаж с помощью расчетно-кассовых узлов перестанет работать. Вся система остановится, поскольку электричество для современной торговли и цивилизации является аналогом кровеносной системы живого организма.
Поэтому мы активно готовимся к другой возможной ситуации, с которой можно хотя бы частично справиться — перебоям с подачей отопительного газа на ряде наших объектов. Здесь во многих случаях (где позволяет электрическая мощность, поскольку в таких небольших объектах, как аптеки, она не всегда может себе что-нибудь позволить), мы сможем перейти с газового отопления на электрическое. И, разумеется, наша главная забота в условиях зимы — комфортные условия работы наших сотрудников и здесь также могут помочь разные электрические устройства", — сказал Денис Пиддубский, директор по развитию сети аптек АНЦ.
Как показывает европейский опыт подготовки и усложненность войной этого процесса в Украине, торговые операторы должны учитывать риск дефицита энергии и необходимость введения ограничений на ее потребление.