Опубликовано

Почему крупнейшие магазины снова не возвращают миллиарды долгов поставщикам?

Украинский ритейл должен поставщикам 3,2 млрд грн за продукцию, поставленную после 24 февраля. И дело не только в ущербе, нанесенном войной.

«Если сети сейчас не начнут платить украинским производителям, у нас за месяц не останется производств», — жаловался в марте 2022 года совладелец компании «Биосфера» Андрей Здесенко. По его словам, национальные розничные сети не платят поставщикам.

Компания Здесенко сотрудничает со всеми национальными и иностранными сетями в Украине. Она является крупнейшим производителем товаров для гигиены под торговыми марками Smile, «Фрекен БОК» и другими. До войны Forbes оценивал ее в $180 млн.

Во время войны ситуация улучшилась. Сети начали более аккуратно платить своим партнерам. Причин несколько. Уменьшилось количество поставщиков, а многие оставшиеся на определенный период уменьшали производство. К тому же ужесточились правила. Правительство приняло постановление, согласно которому срок рассрочки платежа за социально значимые товары уменьшался до 10 дней. Ранее, по словам Здесенко, он мог доходить до трех месяцев.

Теперь неплатежи вернулись, говорят поставщики. «Платят очень плохо», — говорит крупный производитель кондитерки на условиях анонимности. Он рассказывает, что сети рассчитались с ним только по довоенным долгам, по новым поставкам — семь месяцев он отгружает взаймы. Здесенко подтверждает ухудшение платежной дисциплины.

По состоянию на начало августа 2022 года задолженность торговых сетей за товар достигла 4,83 млрд грн. Львиная доля — 3,2 млрд грн — долг за продукцию, поставленную после 24 февраля. Это расчет одного из экспертов крупной всеукраинской ассоциации предпринимателей. Он предоставил цифры на условиях анонимности из-за опасений испортить отношения своей организации с ритейлерами — крупными игроками рынка.

Какие магазины самые большие должники

Но не все сети не платят, рассказывают Forbes поставщики. По словам Здесенко, самый аккуратный партнер в этом смысле — сеть АТБ. Производитель кондитерки хвалит ритейлеров, принадлежащих иностранным компаниям. Таких в стране немного — это METRO и Auchan.

Чаще других среди неплательщиков собеседники Forbes упоминали сеть «Сільпо», входящую в Fozzy Group. Что компания иногда дольше, чем предусмотрено подписанными документами, рассчитывается с поставщиками, Forbes рассказали несколько ее партнеров. Это руководители крупной дистрибьюторской компании, производитель мясной продукции, производитель кондитерки и руководитель крупной молочной компании. «Пока им 150 раз не позвонишь, ничего не будет, — раздражается директор производства мясной продукции. — За свои деньги с ними нужно бороться». Чтобы сеть рассчиталась за проданный товар, менеджеры иногда отказываются возить его.

Другой собеседник Forbes говорит, что за отсрочку платежа в месяц с ним рассчитываются не раньше 45–50 дней. Еще один возмущается, что в «Сільпо» за товар, у которого срок отсрочки оплаты 14 дней, умудряются платить на 80-й день.

Что «Сільпо» не платит поставщикам, в интервью Forbes в мае рассказывал председатель финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев. «Есть разный бизнес и разное отношение к стране. К примеру, сеть АТБ платит налоги заранее, поддерживает страну, — говорил он. — А есть „Сільпо“, у которых долг перед бюджетом, не подают декларации и не платят поставщикам». Совладелец Винниковской табачной фабрики Григорий Козловский в разговоре с Forbes в мае тоже называл «Сільпо» сетью, которая не рассчитывается за его продукцию.

У Fozzy не захотели разговаривать с Forbes на этот счет.

Поставщики считают причиной задержки платежей в «Сільпо» то, что ритейлер вместо того, чтобы им платить, интенсивно открывает новые магазины. После 24 февраля сеть открыла четыре новых «Сільпо» в Ужгороде, Львове, Ровно и Киеве. До полномасштабной войны Fozzy Group, в которую входит сеть, была вторым ритейлером в стране по количеству торговых точек. В 2020–2021 годах компания открывала по 60–100 магазинов в год.

Есть некоторые проблемы с платежами со стороны сетей Varus и Novus, говорят поставщики. Производитель кондитерки, например, поэтому вынужден работать с Varus по факторингу, получая деньги за поставленный товар от банка. Что касается Novus, он говорит, что эта сеть осенью стала лучше рассчитываться за товар.

В Novus на момент подготовки статьи не предоставили комментарий. В сети VARUS объясняют: сейчас переживают трудные времена из-за того, что во время полномасштабной войны их товарооборот снизился. Сеть сократилась на 15% из-за закрытия супермаркетов в Донецкой и Запорожской областях вблизи боевых действий. "Долги, возникшие в VARUS в первые месяцы войны, мы реструктуризируем, договорились о графиках оплаты, — рассказывает руководитель PR-центра сети супермаркетов Varus Александр Шуть. — Также договорились об изменении условий оплаты — уменьшении суммы, увеличении срока отсрочки платежа".

Чем долги ритейла угрожают производителям

"Раньше мы могли больше терпеть, а сейчас нет денег — нет товара", — говорит на условиях анонимности владелец компании производителя полуфабрикатов. Расходы выросли. Одна из новых статей затрат — в энергобезопасность из-за атак РФ на энергетические объекты в Украине, говорит Здесенко.

К тому же после начала полномасштабной войны многие производители столкнулись с тем, что сырье приходится покупать по предоплате. В частности, это иностранные упаковочные материалы, говорит топ крупной молочной компании. «Кредиты — дорогие, и взять их сегодня под покупку сырья сложно, — говорит Олег Юхновский, глава комитета предпринимателей АПК при Торгово-промышленной палате Украины. — А большая сумма оборотных средств остается у ритейла на два-три месяца». В августе 2022 года, по данным НБУ, процентная ставка достигла 16,3% против 8,9% в августе прошлого года. Во время войны банки практически не кредитуют бизнес. Единственная возможность привлечения средств у финучреждений — госпрограмма "5-7-9".

Без оборотных средств небольшие пищевые предприятия может ждать печальная участь. Юхновский и Здесенко прогнозируют даже банкротство.