Опубликовано

Специфика развития сети «Мясомаркет» в условиях войны. Планы на будущее

Сеть магазинов «Мясомаркет» – одно из направлений работы МХП, которая находится на этапе трансформации из сырьевой компании в кулинарную. Первый «Мясомаркет» был открыт в июле 2020 года, а к концу 2022 года сеть уже насчитывала 220 торговых точек в 20 областях Украины. Удалось ли МХП адаптироваться к вызовам работы при полномасштабном вторжении? В чем секрет активного открытия магазинов в 2022 году? Как МХП будет развивать свою сеть безопасной уличной еды Döner Mаркет и какие планы у компании по «Мясомаркетам»? Об этом в интервью изданию All Retail рассказывает Дмитрий Озеран, руководитель управления по работе с франчайзи МХП.

День добрый. Вскоре пройдет год после начала полномасштабного вторжения войск РФ в Украину. Сейчас, оглядываясь в этот период, можете ли Вы сказать, что Ваша компания адаптировалась к работе в экстремальных условиях?

Да, МХП довольно быстро адаптировалась. С первых дней войны мы понимали, что должны работать и кормить людей. Первое, что сделали топменеджмент и CEO компании, собрались утром 24 февраля в центральном офисе и определили, какой будет роль компании в это сложное время. Решили, что главной для МХП будет продовольственная безопасность Украины и сразу рассказали об этом всей нашей команде и нашим партнерам. Эта роль стала и остается указателем в нашей повседневной работе.

В первые недели полномасштабного вторжения много работы заключалось в том, чтобы перестроить логистику и решать вопросы доставки продуктов питания людям — особенно в регионы, где были обстрелы или вторжения. Потому что туда наши автомобили ехали — и с продукцией для магазинов, и с благотворительной помощью. И с этой задачей мы справились.

Что касается производства продукции, то в первый месяц горячей фазы мы сосредоточились на производстве базовых позиций: курятины «Наша Ряба», полуфабрикатов «Легко» и мясо-колбасных изделий «Бащинский». Но уже где-то в начале апреля мы начали восстанавливать весь ассортимент. Это и готово к приготовлению «Наша Ряба Аппетитная», и LaStrava, и кулинария для наших «Мясомаркетов». Даже запустили в Кулинарном центре МХП цех по производству замороженной полуготовой пиццы. Именно на этих продуктах мы сейчас делаем большой фокус, потому что это часть трансформации МХП в кулинарную компанию.

Если подытожить, то так мы смогли адаптироваться, продолжить производство пищи для украинцев и удержать работников и партнеров.

Война переформатировала мировоззрение людей, включая подход к бизнесу. Какой горизонт планирования в современном ритейле в Украине — год, месяц, неделя, день? Говорить ли об этом в сегодняшних условиях вообще утопично?

Не только в ритейле, но и в любом другом бизнесе планирование важно даже в такой тотально нестабильной ситуации, как война. Всегда нужно понимать, куда двигается компания и команда. Мы в МХП формируем глобальные цели развития на год по системе OKR. И при этом я знаю, что у топменеджмента есть видение, какой должна быть наша компания и через 5 лет. Есть у нас и краткосрочное планирование в зависимости от задач и проектов. Я убежден, что нестабильное время — это не повод отказываться от планирования, это повод становиться более гибким, учиться быстрой адаптации к текущим условиям.

По нашим подсчетам, «Мясомаркет» стал в 2022 г. лидером отечественного рынка food-ритейла по количеству открытых новых магазинов в этот период. Каков рецепт такого успеха в таких экстремальных условиях?

Могу назвать как минимум две глобальные и очень важные составляющие этого успеха. Первая составляющая — понимание компанией МХП и всей нашей командой той роли, которую мы для себя определили. Мы работаем ради продовольственной безопасности, то есть заботимся, чтобы украинцам было что есть. Это очень большая мотивация работать, в том числе и открывать новые "Мясомаркеты«.

Вторая составляющая того, что сеть развивается даже при полномасштабном вторжении — наши партнеры и их огромное желание работать. После 24 февраля 2022 мы потеряли немало торговых точек, но все равно достигли годовой цели — иметь на конец года 200 работающих магазинов «Мясомаркет». Наши франчайзи работают, развиваются, открывают новые магазины. Это нужно как украинцам, чтобы получить доступ к качественной, вкусной и всегда свежей продукции, так и нашим партнерам. Ведь развивающийся формат ритейла — это качественная трансформация их бизнеса, которая, конечно, формируется на финансово привлекательной модели торговых точек. Вместе мы вносим весомый вклад в поддержку экономики Украины.

Автономное энергообеспечение жизнедеятельности магазинов — едва ли не главный вызов сегодня для ритейла. Какой процент ваших партнеров оборудовало «Мясомаркет» генераторами? Помогает ли МХП им в этом?

Конечно, отключение света в разных регионах влияет на работу наших торговых точек. Когда были первые блекауты, мы при необходимости предоставляли партнерам-франчайзи наши фуры-рефрижераторы, в которые загружали продукцию с торговых точек и подключали их к генераторам.

Сейчас мы подходим к вопросу более системно. В частности, предлагаем партнерам помощь с закупкой генераторов на выгодных условиях у проверенных поставщиков. Также мы готовы делиться своей экспертизой по переоборудованию торговых точек под работу в условиях регулярных отключений.

Какие каналы маркетинговых коммуникаций доказывают свою эффективность в условиях войны? А какие, по вашему мнению, уже не выдержат испытания временем?

Сейчас не пора думать о маркетинговых коммуникациях — сейчас время для брендов быть рядом со своими потребителями. Помогать тем, кто в этом нуждается больше всего, и предлагать те продукты или услуги, которые решают проблемы и закрывают потребности людей прямо сейчас.

Где сегодня находится самый посещаемый «Мясомаркет» с точки зрения дневного количества чеков?

Могу назвать вам пять самых посещаемых «Мясомаркетов» всего за 2022 год. Лидер по количеству посещений работает в Ржищеве в Киевской области. Второй в этом списке магазинов расположен в Измаиле, третий — в Ужгороде, четвертый — в Рене, пятый — также в Ужгороде.

Можете ли Вы назвать ТОП-3 товарных позиций, которые были лидерами продаж по всей сети по результатам 2022 года?

Лидером продаж является курятина — филе, крыло и голень. Вместе с тем в «Мясомаркетах» покупатели всегда могут приобрести другие виды мяса, мясо-колбасные изделия, полуфабрикаты. Есть в магазинах и кулинария — уже готовы холодные и горячие блюда, которые сейчас, в условиях постоянных отключений электроэнергии, как никогда уместны и удобны. Что важно, потребители могут не сомневаться в качестве и свежести нашей кулинарии. Также в ассортименте есть сопутствующие товары: бакалея, молочные продукты, приправы, соусы и хлебные изделия.

Для покупателей в «Мясомаркетах» работают мясные сомелье. Это уникальные в Украине специалисты, которые могут посоветовать продукцию, поделиться секретом приготовления мясных блюд, предложить удачные комбинации закусок и ингредиентов. Каждый из них учился в Школе мясных сомелье компании МХП.

Держите ли Вы связь с франчайзи «Мясомаркет» в Херсоне, там у Вас было достаточно много магазинов? Каковы дальнейшие планы работы в этом регионе?

В целом вопрос торговых точек, пострадавших из-за полномасштабного вторжения, для нас сложен. Мы потеряли треть сети на оккупированных и деоккупированных территориях, часть этих торговых точек физически уничтожены. Но те партнеры, которые могут работать сейчас, разделяют нашу ценность о продовольственной безопасности страны и потребности кормить людей каждый день.

Что касается восстановления торговой сети на деоккупированных территориях, то для работы магазина в соответствии с санитарными нормами требуется электроэнергия, вода и канализация. Как только появляются эти условия и возможность обеспечить качество и свежесть продукции, мы сразу начинаем работы по восстановлению.

С сентября 2020 года уже открыто около 100 заведений Döner Маркет. Кто является целевой аудиторией таких точек? Каковы дальнейшие планы развития этого бренда?

Более 100 точек сети безопасной уличной еды Döner Mаркет — это одно из важных для нас достижений 2022 года. Шаурма, донеры и другой похожий стрит-фуд — это доступная и понятная еда, и популярность такого формата среди украинцев растет, как растет популярность именно нашей сети.

Здесь я вижу две причины. Первая — это, конечно, удобный и понятный продукт, которым можно быстро перекусить (особенно сейчас, когда очень важна экономия времени) или возможность поесть, пока дома нет возможности готовить из-за отсутствия света. Вторая причина роста количества посетителей — доверие к бренду сети: потребители знают, что в наших Döner Маркетах они всегда могут отведать безопасную и свежую шаурму. Потому что, независимо от того, открыта точка партнером или компанией МХП (мы открываем Döner Маркеты также в двух форматах: собственные и франчайзинговые) — по всей сети учреждений работают единые стандарты. В каком бы Döner Маркете гость не приобрел шаурму, донер или другое блюдо, вкус всегда прогнозируемый — путем индустриализированных составляющих и разработанных технологами и шеф-поварами МХП технологических карт.

Планы развития Döner Mаркет очевидны — будем существенно расширять сеть. Мы стремимся, чтобы все желающие насладиться безопасной и качественной шаурмой могли это сделать в любой точке страны. Также планируем открывать точки в новом формате — «Döner Mаркет кафе». Это будут помещения с современным дизайном с яркими и необычными элементами, а благодаря большему простору гостям будет комфортно находиться в заведении. Первое «Döner Mаркет кафе» недавно заработало в Ладыжине.