Опубликовано

CEO Watsons Украина: «Война — самое большое испытание, с которым мы когда-либо сталкивались»

Юрис Верзбицкиз, CEO сети Watsons в Украине — о работе компании во время войны, социальной ответственности и планах на будущее.

— День добрый. Пожалуйста, расскажите, какие основные вызовы были в первые месяцы войны? Был ли страх, что компания не сможет пережить войну, что закроются магазины? Какое изменение в деятельности вашей сети с началом войны вы бы назвали наиболее значимой?

— Прежде всего, я хочу выразить благодарность всем коллегам Watsons Украина за выносливость, смелость и заботу друг о друге. Несмотря на то, что нынешний период является для нас большим испытанием, мы однозначно стали сильнее и сплоченнее, чем когда-либо! Большое спасибо коллегам из А.S. Watson Group за беспрецедентную поддержку.

К сожалению, мы понесли несколько потерь, что досадно для меня лично. Потери магазинов в Мариуполе, временное закрытие на оккупированных территориях Херсонской области, а самой большой потерей для нас было полное уничтожение в марте 2022 года склада с автоматизированным центром распределения, обслуживавшим более 270 магазинов O+O (онлайн и оффлайн). К счастью, обошлось без погибших. Но потеря для бизнеса была болезненной — особенно потому, что мы только что закончили процесс, связанный с многомиллионной инвестицией в современную систему автоматизации (это произошло непосредственно перед войной). Наибольшая часть цепи поставок не была нарушена — она была практически уничтожена!

Поэтому мы приступили к делу и благодаря неустанным усилиям нашей команды и поддержке коллег из транснациональной группы в течение нескольких дней имели готовый план восстановления. Мы инвестировали и открыли наш временный склад в июне 2022 года только через 90 дней после полного уничтожения предыдущего.

Кроме того, вместе с нашими коллегами из Группы и поставщиками, мы просматриваем наше предложение в ассортименте продукции для клиентов, предлагая продукцию собственного производства и известные бренды.

Все вызовы мы преодолевали вместе как команда! Для меня лично это гордость быть частью такой большой команды и разделять общие ценности.

— Вы упомянули, что в начале марта был разрушен склад компании Watsons в селе Стоянка. Удалось ли сейчас восстановить запасы магазинов и обеспечить стабильные поставки?

— В первые дни разрушения нашего единственного дистрибуционного центра и во время восстановления временного склада в июне 2022 года мы очень тесно сотрудничали с одним из бизнес-юнитов Группы в Польше — Rossmann. Нам удалось разработать план поставок товаров из Польши на временный кросс-докинг во Львове (который был создан через неделю), переупаковывать и отправлять товары в магазины. В течение 90-дневного периода до момента восстановления склада были также другие аспекты сотрудничества с поставщиками. Большая благодарность нашим коллегам по логистике, коллегам из Rossmann Poland, нашим Партнерам и всем, кто привлечен со стороны Группы.

— В стране произошла масштабная внутренняя и внешняя миграция. Испытываете ли вы дефицит персонала, учитывая, что многие граждане временно (или навсегда) покинули свое место жительства? Пришлось ли вам сокращать работников, сокращать зарплаты? Были ли проблемы с выплатой заработной платы в первые месяцы войны?

— Полномасштабное вторжение повлекло за собой наибольший кризис беженцев в Европе со времен Второй мировой войны. Это повлияло на каждого из нас, включая Watsons как бизнес.

С первого дня, как я уже упоминал ранее, нашим приоритетом была безопасность наших коллег. Во время каждой воздушной тревоги наши магазины закрываются для безопасности персонала и клиентов, чтобы они могли перейти в ближайшее укрытие. Офис и наш текущий склад не исключение.

Мы очень заботимся о безопасности и финансовом благополучии наших коллег. Уже в первые дни войны мы организовали выплаты таким образом, чтобы работники имели доступ к средствам заранее. Мы сохранили заработную плату на довоенном уровне и выплачиваем ее регулярно на протяжении всей войны. Каждый работник магазина очень тесно работает с командой региональных менеджеров, которые заботятся о них как о семье.

Компания Watsons в качестве бизнеса ввела очень гибкие условия труда для коллег из головного офиса, обеспечивая возможность работы в гибридном режиме и полностью удалена из любой части мира. Некоторые наши коллеги продолжают находиться в Европе, Америке и Азии и работать оттуда.

Забота друг о друге была и остается ключевой задачей для семьи Watsons за последние 14 месяцев.

— Можно ли говорить о социальной ответственности бизнеса в контексте военного времени? На чем сегодня в первую очередь акцентируется Watsons, если говорить о социальных инициативах?

— Компания Watsons Украина всегда была отдана интересам общин и рынкам, на которых мы работаем. На 4-й день полномасштабного вторжения мы начали открывать магазины, чтобы обеспечить доступ и передачу необходимого ВСУ, территориальной обороне, благотворительным организациям, больницам.

Социальная ответственность является одним из наших ключевых фокусов в бизнесе. В первые месяцы войны мы заморозили все наши цены на уровне акционных предложений, обеспечивая самые низкие цены для наших клиентов. Хотя на рынке имелись случаи, когда некоторые участники рынка пытались воспользоваться ситуацией для получения экстра выгоды.

Благодаря беспрецедентной координации и поддержке наших коллег, мы помогли завезти в Украину более 20 грузовиков с товарами первой необходимости в первые 2-3 месяца войны. В общей сложности 28 предприятий AS Watsons Group помогали украинцам за рубежом с жильем, интеграцией в местное общество, а также донатами. Любовь и забота были больше всего!

— Известно, что компания Watsons собирает гуманитарные грузы, передает их бойцам, переселенцам. Расскажите подробнее о благотворительных проектах компании, количестве доставленных грузов, наибольших потребностях. Есть ли у вас работники, которые ушли воевать?

— С начала войны мы активно помогаем благотворительным фондам, общественным организациям, собираем гуманитарную помощь для ТРО, ВСУ, роддомов, волонтеров, внутренне перемещенных лиц и других нуждающихся в помощи.

В сентябре мы присоединились к инициативе «Лига Тепла» от Vodafone и передали 20 000 евро на утепление роддома в г. Ахтырка Сумской области. Эти средства помогли установить тепловой насос. При правильной эксплуатации это решит вопрос отопления на следующие 20-30 лет.

Мы также помогли отремонтировать и оборудовать укрытия для детей и учителей в Смелянской школе-интернате. Хранилище вмещает в себя и обеспечивает защиту около 120 человек.

Мы присоединились к инициативе Ассоциации семей защитников «Азовстали» и передали товары первой необходимости для бокса «Наконец-то ты дома». Кроме того, уже несколько лет мы в период новогодних праздников дарим подарки детям из художественной школы-интернат в городе Смела. В этом году в день Святого Николая 215 детей получили приятные подарки. Также, вместе с крупнейшей пациентской организацией «100% жизни» («100% жизни» — Сеть ЛЖВ) отправляли необходимые лекарства в медицинский центр «100% жизни» Киев и передавали необходимые лекарства в Бучу. Сейчас мы продолжаем оказывать ежемесячное пособие.

Также у нас есть коллеги, ушедшие в территориальную оборону, и мы их полностью поддерживаем, сохраняя 100% заработную плату и другие выплаты во время их службы.

— Поощряете ли покупателей приобщаться к благотворительным инициативам?

— Да, безусловно. Одной из наших лучших активностей была передача клиентами своих бонусных баллов в помощь ВСУ. Клиенты могли войти в систему, задонатить баллы, а мы в свою очередь закупили и передали на нужды ВСУ товары первой необходимости (подробнее по этой ссылке: https://www.watsons.ua/ru/do_good ).

— Экономисты, футурологи и другие эксперты склоняются к мнению, что мир уже никогда не будет прежним. Если допустить экономические и демографические трудности, с которыми столкнется Украина после войны, изменяет ли ваша компания уже сегодня стратегию своего развития на ближайшие годы?

— Мы уже в течение определенного периода времени живем в мире VUCA (нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном) и переходим в мир BANI, что означает постоянные изменения, адаптацию и создание заново бизнеса и жизни вокруг нас, что также включает возможность предсказаний, которыми будут наши клиенты через 1-3-5 лет. Мы думали, что COVID был самым масштабным тестом на стрессоустойчивость, однако война — это самое большое испытание, с которым мы когда-либо сталкивались.

Учитывая все вызовы, люди были, есть и будут самым важным фокусом для нас. Безопасность во время войны является приоритетом № 1 и таким останется. Корректировка бизнес-стратегии — это ничто без соответствующей команды, набора навыков, культуры и подходов, которые мы используем в нашей повседневной работе. Люди — наша величайшая сила, и мы инвестируем значительные средства в их развитие. Я глубоко убежден, что это утверждение отзывается и ассоциируется с украинской нацией вообще. Сила в людях.

Если говорить о бизнесе, то он не претерпел значительных изменений. Мы еще некоторое время до войны были на пути трансформации, а теперь только ускорились. Мы постоянно развиваемся, тестируем, изучаем и перенастраиваем процессы и бизнес-модель. Так что гибкость и изменения — это наш второй основной фокус.

Watsons (часть AS Watson Group) как международный игрок создает новый стандарт розничной торговли. Мы единственная международная розничная сеть H&B (health & beauty) в Украине с уникальной экосистемой стратегии платформы O+O (Онлайн + Офлайн), базирующейся на технологиях, данных и искусственном интеллекте, имея не только физические магазины, но и онлайн-магазины доступны для наших клиентов и применяют практики, которыми поделились AS Watsons Group, включающие 12 брендов на 28 рынках в более чем 16 100 магазинах O+O.

— Сектор ритейла — один из основных налогоплательщиков и локомотивов развития украинской экономики сегодня. С какими показателями уплаты налогов закончила 2022 ваша компания?

— На всех рынках, где работает Watsons, мы придерживаемся самого высокого уровня корпоративного управления, нормативов правительства, законов и стандартов качества.

В 2022 году мы уплатили в госбюджет суммарных налогов на сумму около 0,3 млрд грн и обеспечили до 2357 рабочих мест. Мы привержены поддержке людей в Украине и верим, что наш малый вклад в виде уплаченных налогов в эти трудные времена помогает всем нам приблизить конец войны.

— По вашим оценкам, какую долю сейчас занимает Watsons на рынке дрогери-ритейла Украины?

— В результате уничтожения нашего центра распределения и преобразования наших физических магазинов (некоторые из которых закрываются из-за потери актуальности для клиентов) показатели общей доли розничного рынка на данный момент не сравнимы. Мы входим в тройку лучших игроков и все еще восстанавливаемся. Но для Watsons Украина важнее высокие стандарты и качественный опыт потребителей, с которыми мы ассоциируемся, и это то, что мы постоянно строим и поддерживаем. Watsons Украина продолжает быть № 1 международной сетью в сегменте H&B в Украине с 270+ магазинами O+O.

— Непрерывный военный конфликт, повреждение инфраструктуры, девальвация гривны, рост цен на FMCG товары... Как Вы считаете, каким образом эти факторы повлияют на рынок дрогери-ритейла Украины в ближайшей перспективе?

— Рынок розничной торговли трансформируется. Со вступлением Украины в Европейский Союз придется измениться и бизнесу. Потребуются новые нормы, стандарты, правила, которые нужно будет принять, а бизнес должен будет их выполнять.

Watsons Украина уже этого придерживается с помощью высокого уровня корпоративных стандартов и корпоративного управления, а благодаря присутствию компании в других странах все практики доступны, и мы их перенимаем от наших коллег.

Несмотря на все вызовы, боль, страдания, которые война приносит Украине и ее людям, я уверен, что мы все будем гораздо сильнее, объединеннее и выносливее, чем когда-либо раньше и выйдем победителями. Поскольку мы находимся на правильной стороне истории!

— Что изменилось за год с начала полномасштабного вторжения? Как вы приспособились к новым условиям? Какие основные задачи стоят перед командой Watsons в Украине на 2023 год?

— Готовность к переменам, быстрота в действиях нашей команды, а также всего украинского народа вызывает восхищение. Мы доказали себе и миру, что нет вызовов, которые мы не можем выдержать. Мы были вынуждены закрыть магазины на время — мы открываем их снова. Был разрушен дистрибуционный центр — мы восстанавливаем его. Энергетическая инфраструктура подвергается атакам — мы адаптируемся и находим альтернативные пути открытия магазинов. Мы стали сильнее.

Каждый из нас сталкивается с собственными битвами, где нужно сражаться и побеждать. Как Watsons Украина мы будем продолжать заботиться о наших коллегах, заботясь о безопасности и финансовой стабильности как главный приоритет для каждого.

— В январе 2023 г. вы запустили работу интернет-магазина. Как прошел первый месяц после запуска?

— Инвестиции и повторный запуск интернет-магазина являются частью нашей стратегии O+O (онлайн и офлайн), хорошо воспринятой нашими клиентами. В дополнение к нашему ассортименту и услугам интернет-магазина мы также запустили наш сервис Click&Collect Express, когда клиенты могут заказывать товары в интернет-магазине и беспрепятственно забирать их в торговых точках в течение 2 часов.

Наша команда электронной коммерции, говоря метафорически, обновила ракетные двигатели и готова к запуску и полету.

— Ваша компания делает все возможное для поддержки экономики страны. Какие у вас сейчас приоритеты в этом направлении?

— Мы и дальше будем инвестировать в наш бизнес, команду, коллег, платить налоги, поддерживать общество, донатить, помогать детям и нуждающимся. Вместе мы сможем и победим! Слава Украине!