Опубликовано

Рынок дрогери Украины: самое интересное еще впереди

Мы поговорили с Артемом Ретиным, управляющим партнером компании Retail.Pro, о том, как развивался, развивается и будет развиваться сектор торговли товарами личной гигиены и средств бытовой химии (дрогери). Вот какие выводы он сделал.

О ключевых трендах развития украинского дрогери-ритейла в последние годы

Основной тренд на рынке «дрогери» последних лет — модернизация устаревших магазинов, а также разработка премиальных форматов для флагманов и торговых точек в популярных ТРЦ. Региональные сети также пытаются ребрендировать свои старые торговые точки, потому что этого требует покупатель. Все мы наблюдали за качественными изменениями в ивано-франковской сети «Копійочка», превращение «Дінь-Дінь» в Dini, а «Шик і Блиск» – в Blisk. Кроме визуальных обновлений сети расширяют ассортимент private labels, модернизируют свои системы лояльности, вводят новые необычные сервисы и уменьшают затраты на логистику.

Артем Ретин

О новом концепте EVA «Женская Энергия»

EVA — абсолютный лидер по внедрению новых форматов. Только за последние несколько лет мы увидели несколько новых форматов, а именно «Мечты» в ТРЦ Respublika Park, «Eva Beaty Lab» в Киеве, Днепре и Харькове, а также «Женская энергия», который по итогам тестирования  «запустили в серию».

Что касается последнего, это совершенно новый формат с более премиальным дизайном, дополнительными сервисами и тематическими зонами. Изменились даже корпоративные цвета интерьера. Единственное, что пока оставили без изменений в этом формате — это узнаваемый оранжево-зеленый логотип.

В новом формате появились специализированные зоны ухода за кожей (Skin Bar) и зона дерматокосметики, всегда прерогативой аптечных сетей. Значительно увеличилась зона косметики и парфюмерии, в некоторых магазинах появилась функциональная промо-зона для товаров-бестселлеров на фасаде магазина. Торговое оборудование теперь четко разделено внешним видом и цветовой гаммой на зону товаров для дома и зону товаров для красоты.

Появилось несколько инновационных сервисов типа Modiface (специальный экран, использующий технологии виртуальной реальности и помогающий «примерить» макияж, цвет помады или теней) или планшета «EVAрианты» на базе iPad, для быстрого доступа к интернет-магазину. Прекрасной идеей было размещение в магазине детского уголка, но, по моему мнению, его концепция еще нуждается в доработке. Кстати, у европейских сетей, а именно Rossmann и DM, есть несколько хороших и проверенных временем идей относительно дополнительных сервисов для клиентов с детьми, которые с легкостью можно позаимствовать.

О других проектах ритейлеров

Несколько дней назад я посетил один из новых магазинов Prostor в киевском ТРЦ Respublika Park. Не могу сказать, что сейчас это новый новый формат, скорее новый дизайн, но мне очень понравилось. Во-первых, изменилось оформление фасада — теперь магазины будут узнаваемы даже с большого расстояния. Во-вторых, изменился основной цвет оформления стен из 100% белого на розово-белый комбинированный или как его называют в компании «flamenco». По-моему, это сделало магазин еще более уютным и «женским». В-третьих, полностью изменился дизайн навигации и кассового блока — дизайнерское решение очень стильно, хотя не все элементы мне понравились. Думаю, что визуальные изменения — это лишь промежуточный этап в создании нового формата и интереснее всего ждет нас чуть позже.

О том, в каком направлении будет двигаться этот сектор в ближайшем будущем

Думаю, что в ближайшие годы нас ожидает более глубокое проникновение формата «дрогери» в небольшие населенные пункты и вытеснение несетевого ритейла. Перспективными направлениями будут открытие автономных точек выдачи, установление или использование партнерских почтоматов, усиление конкуренции с сетями по продаже профессиональной косметики и парфюмерии, а также аптеками. Отдельным направлением дохода станет вывод Private Labels как самостоятельных брендов за пределы материнской сети. Возможны необычные коллаборации, в том числе с непрофильными сетями.

Однозначно будет развиваться сектор e-commerce, ожидается также гораздо более глубокое изучение своего клиента через продвинутые CRM-системы, возможности социальных сетей (Meta Pixel) и поисковых систем (Google Ads). Рекламные бюджеты еще больше перепрофилируются из классических каналов (печатная продукция, радио, телевидение) в digital.

Отдельным направлением станет усиление работы с лидерами мнений, создание продвинутых чат-ботов, а также геймификация общения с аудиторией, в том числе offline. Однозначно будут развиваться все направления, связанные с логистикой — это общемировой тренд развития всех направлений ритейла.

Учитывая проблемы, связанные с оттоком населения за границу и миграцию внутри страны, компании будут вкладывать деньги в методы содержания и мотивации персонала, увеличения эффективности систем дистанционной работы и технологии автоматизации процессов в магазинах и складских комплексах.