Денис Кириченко, VARUS: «Темный магазин — это оптимизация времени как для клиента, так и для ритейлера»
В августе сеть супермаркетов VARUS представила инновационный проект – даркстор. В компании утверждают, что на сегодняшний день ни один другой крупный ритейлер не решился на подобный технологический тренд. Через несколько дней после открытия мы пообщались с Денисом Кириченко, руководителем операционного управления VARUS, чтобы узнать, в чем смысл темного магазина для ритейлеров.
Даркстор VARUS представлен только в столице. Он обслуживает весь многомиллионный город? Есть ли у Вас планы по расширению? Это ли больше эксперимент, чем конкретный бизнес-проект?
Да, первый объект мы открыли в Киеве, но это решение об оптимизации времени, поэтому он покрывает пока только правый берег. Киев – очень большой город для одного даркстора. Однако в наших планах и присутствие на левом берегу. Это большой объем, я бы сказал, немного другие ресурсы. Мы работаем над этим. Планы — амбициозные, и они 100% реализуются с нашей командой и партнерами. Выйдем с этим решением в другие крупные города — Днепр, Кривой Рог, Запорожье и Одессу (в Одессе в начале сентября сеть открывает свой первый супермаркет — All Retail).
Итак, ваш даркстор — это о бизнесе или в большей степени имиджевый проект?
Это значительные инвестиции, и они окупятся.
То есть, очевидно, что не в последнюю очередь это перспективное бизнес-решение. Но, прежде всего, это о сервисе — это забота о наших клиентах. Конечно, это и оптимизация и автоматизация ресурсов VARUS. В этом случае бенефициары — обе стороны. Ведь введение формата даркстора позволяет нам предложить клиентам другой уровень обслуживания — с более удобной доставкой. Мы предлагаем им слот в пределах 20 минут. Найдете ли Вы еще хоть кого-нибудь на рынке доставки, кто предлагает подобную опцию?
Кстати, какова на сегодняшний день доля онлайн-заказов в общем выторге VARUS?
Сейчас речь идет о 5% от общей выручки. Но мы уверены, что клиенты VARUS высоко оценят улучшение сервиса и будут активно пользоваться 20-минутными слотами. Ведь это дает больше свободы и позволяет более эффективно планировать собственное время. Также ожидаем, что мы охватим еще и новых клиентов именно тех, кто не особенно любит длительное ожидание курьера.
Расскажите подробнее, на какую аудиторию Вы при этом рассчитываете?
Новый формат придется по душе как тем, кто уже активно пользуется услугами онлайн-доставки varus.ua, так и тем, кто пока предпочитал офлайн-шопинг. Может для кого это звучит контроверсионно, но мы хотим значительную часть покупателей из магазинов «привести» в онлайн. Самая интересная для нас аудитория — супермаркетофилы. Это те, кто любят ходить в оффлайн супермаркеты и пока не видят альтернативы другому способу покупать продукты.
И все же в ближайшее время основные наши клиенты — это ценители удобного онлайн-шопинга, а также трендсеттеры и имеющие напряженный график и привыкшие планировать свой день к мельчайшим деталям.
Если уж упомянули о трендсеттерах, то такое уточнение: ваша акцентированная опция для пользователей — выбор таймслотов. Это означает, что вы уверены, что за определенное время соберете все необходимое. Как вы это делаете, ведь утверждаете, что скорость сделок увеличена в 6 раз?
Даркстор — это комплексная система технологических решений, упрощающая процесс обработки и сбора заказа на всех этапах. Первое из них — это «умные» стеллажи. На них размещены индикаторы, которые срабатывают, когда пикер собирает заказ и информируют его о нужном товаре. Второе — это смарткорзина, оригинальная разработка наших украинских специалистов. Это позволяет одновременно комплектовать до 6 заказов, а индикаторы на ячейках подсказывают, в какой именно из них нужно положить товар и в каком количестве.
Работой всех корзин, стеллажей и ячеек управляют 8 автономных IT-систем. Для этого внедрено специальное программное обеспечение. Оно отвечает за составление маршрута пикера, информацию о наличии или отсутствии товара, размещении на стеллажах и пополнении ассортимента.
Мы этим очень гордимся. Все оборудование от смарткошиков до систем подсветки разрабатывали и собирали украинские специалисты. Это big idea и реализация наших партнеров — компании "Украинские интеллектуальные системы".
ОК, с технологиями разобрались. Но как это работает с фреш-продукцией? Особенно когда речь идет о пищевых продуктах, имеющих ограниченный срок годности.
За сроками годности продукции в дарксторе следует программное обеспечение, а отдельные категории еще и дополнительно контролируются работниками. Это, в частности, мясо, овощи, фрукты и молочные продукты. В мясном цехе и зоне с овощами персонал следит за качеством продуктов, а также взвешивает нужные товары и затем кладет их в ячейки стеллажей.
Товары, требующие особых температурных условий, хранятся в холодильнике и морозильнике, в том числе на этапе ожидания курьера. Это важно.
И напоследок. Какие факторы следует учитывать при запуске dark store другим ритейлерам, рассматривающим возможность перехода к этому формату?
В первую очередь, ритейлер должен ответить себе на вопрос, является ли даркстор частью его бизнес-модели, а дальше уже просчитывать окупаемость таких инвестиций.