Екатерина Дирунова: «2023 год мы прошли более закаленными и научились быстро преодолевать неприятности»
Сеть магазинов «Файно маркет» в буквальном смысле доминирует в Кировоградском регионе по количеству торговых точек. По этому показателю он более чем в четыре раза опережает даже национального лидера АТБ. Коммерческий директор управляющей компании ООО «ВЕРЕСЕНЬ ПЛЮС» Екатерина Дирунова подвела итоги работы «Файно маркетів» в 2023 году и поделилась планами на будущее.
- День добрый. Экономисты, футурологи и другие эксперты склоняются к мнению, что мир уже никогда не будет прежним. Если допустить экономические и демографические трудности, с которыми столкнется Украина после войны, изменяет ли Ваша компания уже сегодня стратегию своего развития на ближайшие годы?
- Наша общая стратегия остается неизменной — это активное развитие сети магазинов возле дома «Файно маркет». Украинский бизнес должен развиваться, платить налоги и поддерживать экономику страны, поэтому мы не можем сейчас останавливаться.
Однако мы уже чувствуем кадровый голод. В связи с сокращениями бюджетной сферы количество кандидатов увеличилось, но без релевантного опыта работы очень тяжело дается отбор и утверждение персонала. Узкопрофильные специалисты предпочитают работать в отдаленном формате работы — это стало весомым фактором и уменьшило количество отзывов. Поэтому компания уже не первый год занимается обучением и подготовкой кадров. Мы сотрудничаем с учебными заведениями и имеем свой тренинговый центр для повышения квалификации управляющих магазинами и программу наставничества.
Прогнозируем еще более стремительный рост стоимости ключевых статей расходов, на уменьшение потребления которых мы почти не можем повлиять. Потому другие статьи операционных расходов стараемся оптимизировать и сократить без снижения качества сервиса в магазинах.
Более конкретные действия по изменению подходов в развитии бизнеса будут зависеть от дальнейшей экономической ситуации и имеющихся ресурсов.
- Если в одном предложении — удовлетворены ли Вы результатами работы компании в 2023 году. Удалось ли достичь запланированных показателей?
— Спрогнозировать все риски, к сожалению, невозможно, но в 2023 мы зашли более закаленными и научились быстро преодолевать неприятности. Это позволило нам продолжить развитие бизнеса и на 30% увеличить уплату налогов в государственный бюджет, создать около 500 новых рабочих мест и содействовать обороне Украины путем закупки и передачи необходимого нашим защитникам.
- Наблюдаете ли Вы сейчас изменение покупательского поведения Ваших клиентов по сравнению с периодом начала войны? Изменилась ли за это время структура продуктовых корзин покупателей «Файно маркет»? В чем это проявляется?
- Структура потребительской корзины по количеству позиций в чеке существенно не изменилась. Несколько возросло потребление овощей и фруктов, хлебобулочных, кондитерских и молочных продуктов. Замечаем, что часть покупателей перешли на покупку продуктов более дешевого ценового сегмента, но не снизили количество потребления. Ежемесячно растут объемы продаж товаров во время ценовых акций, но мы ожидаем, что и в следующих годах эта тенденция будет наблюдаться.
- Ваша сеть — самая многочисленная по количеству магазинов в Кировоградской области. Вы проводите мониторинг узнаваемости и лояльности потребителей к бренду «Файно маркет» в родном регионе? И вообще, какие еще исследования проводятся компанией?
- Во втором полугодии 2023 года мы возобновили проведение некоторых мониторингов, но предпочитаем более глубокие исследования в новых для нас регионах. Уровень NPS в родном регионе, который мы проводим 2 раза в год, достаточно велик для того, чтобы не использовать дополнительные исследования.
В 2024 г. запланировано масштабное исследование лояльности и клиентского опыта с привлечением маркетинговых агентств.
- После многолетнего развития в пределах одной области в прошлом году компания «Вересень плюс» путем поглощения сети магазинов «Абсолют» вышла на Черкасщину. Как компания оценивает исходные результаты своей работы в новом регионе?
- Первый наш «Файно маркет» в Черкасской области был открыт еще в декабре 2020 года в городе Шпола. К началу полномасштабной войны магазинов «Файно маркет» в Черкасской области уже насчитывалось 25. Конечно, первые открытия не сразу давали ожидаемый результат. Покупателям необходимо было привыкнуть к нашему формату, ассортименту и изменить уже привычные маршруты покупок.
К тому же мы столкнулись с неприятностями, заставившими нас совместно с правоохранительными органами проводить мероприятия по усилению безопасности торговых объектов — как существующих, так и открывавшихся. Все помещения, где расположены магазины, а также оборудование и товарные остатки, были застрахованы в ведущих страховых компаниях Украины.
В первые месяцы войны мы понимали свою ответственность перед покупателями и смогли обеспечить наши магазины всем необходимым на 75-80% благодаря наличию собственного логистического центра и возможности ежедневной доставки. Черкасчане довольно быстро проявили свою лояльность к нашей сети, о чем свидетельствует постоянно растущее количество новых покупателей.
Конечно, мы еще имеем над чем работать, чтобы иметь лояльность на уровне родного региона, но и сегодня уже достаточно высокие результаты.
- Как в период войны перестроилась логистика и процесс снабжения продуктов в сети «Файно маркет»? Есть ли у Вас свой РЦ?
- Первые месяцы полномасштабного вторжения работа Коммерческого отдела и отдела Управления товаропотоками почти полностью переведены на ручной режим заказа продукции на наш Распределительный центр.
Мы не раз собственным транспортом забирали товар с заводов-производителей, чтобы как можно быстрее обеспечить магазины необходимыми продуктами. Конечно, было много партнеров, которые, несмотря на все проблемы, выполняли свои обязательства по поставке нам продукции.
Восстановить стабильность ассортимента нам удалось в первом полугодии 2023 г. Но и сейчас есть постоянные риски и перебои с поставками из-за разрушения производственных мощностей наших партнеров.
- Товары каких категорий Вы больше импортируете из-за границы для замещения продукции отечественных производителей?
- В 2022 году мы импортировали почти все категории из-за дефицита продукции на отечественном рынке: от рисовой крупы до генераторов, которые обеспечили бесперебойную работу наших магазинов.
Мы импортируем фрукты (преимущественно цитрусовые) и некоторые овощи. Также мы планируем развивать эксклюзивный импорт в других категориях, но не для замещения отечественных производителей, а для привлечения новых поклонников нашей сети. Постоянный поиск новых предложений от европейских производителей позволяет планировать расширение ассортимента в категориях овощей и фруктов, безалкогольных напитков, мясной гастрономии, молочные продукты, кондитерские изделия и консервированных продуктов.
- Каково сегодня количество пользователей мобильного приложения «Файно маркет»? Какой процент покупок производится с его использованием?
- Учитывая, что в последнее время мы не уделяли внимания для развития приложения и не работали с активным привлечением пользователей — на сегодня 20% наших покупателей пользуются мобильным приложением. На второй квартал 2024 г. планируем большое обновление приложения с добавлением новых функций и разделов. А также увеличить количество активных пользователей в два раза в конце 2024 года.
- Какие бренды private labels сегодня представлены в Вашей сети? Сколько наименований товаров (SKU) охватывают? Какой процент в общем обращении вашей сети занимает продукция ВТМ по состоянию на конец 2023 года?
- По итогам 2023 года «Файно Маркет» насчитывает почти 300 SKU товаров ВТМ в следующих категориях: бакалея, молочные и кондитерские изделия, снеки, замороженные продукты, хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки и непродовольственные товары. Все товары производятся на мощностях украинских производителей, которые также производят известные украинские бренды и торговые марки.
Собственные товарные знаки нашей сети удовлетворяют потребности потребителей в различных ценовых сегментах, как товаров первой необходимости, так и продуктов с дополнительными потребительскими качествами. ТМ «Вигідно» реализует стратегию первой цены, обеспечивая потребителей доступными товарами базового качества. ТМ «Файна Марка» предлагает оптимальное соотношение цена-качество и выделяется стильным дизайном упаковки. ТМ Luxberi представляет высокий ценовой сегмент и поддерживает высокие стандарты качества.
Покупатели высоко оценивают предлагаемые товары ВТМ, о чем свидетельствует постоянно растущий спрос. Очевидные перспективы дальнейшего развития мотивируют нас к созданию новых продуктов и постоянному поиску улучшения уже существующих товаров. В 2024 году планируем увеличить количество SKU украинского производства до 500 и 300 SKU эксклюзивного импорта и достичь доли в обращении 12%.
- Что стоит в приоритете относительно планов Вашей компании на 2024 год?
- Есть амбициозные планы, но некоторые пока держим в тайне. В 2024 году планируем реконструировать 10 магазинов и открыть 37 новых. В рамках корпоративных целей устойчивого развития запланировали воплотить социально-благотворительных инициатив на сумму более 250 000 000 грн.
Мы должны работать для поддержки экономики нашей страны и продолжать активную помощь нашим ВСУ для приближения скорейшей Победы. Мы точно знаем, что 2024 год будет для нас, для каждого в команде, годом новых достижений и добросовестного труда.