Опубликовано

Ритейл Украины демонстрирует довоенные показатели — исследование NAI Global

NAI Global, один из крупнейших брокеров и консультантов по недвижимости в мире, представил макроэкономическое исследование рынка ритейла и торговой недвижимости Украины за 2023 год и дал прогнозы на 2024 год.

Исследование характеризует стабилизацию и восстановление рынка в период полномасштабной войны с РФ. Кроме данных NAI Global, использовалась открытая информация НБУ, Capital Times, Всемирного банка, МВФ, Eurostat, Госстат, Work.

Исследование предоставлено пресс-службой украинского представительства NAI Ukraine, которое также является брокером будущего ТРЦ Ocean Mall в Киеве.

Макроэкономика ритейла 2023/2024

Обороты ритейла и динамика роста ВВП, несмотря на войну, не только не уступают странам Европы, но и опережают некоторые из них.

ВВП Украины демонстрирует рост после существенного снижения в 2022 году, и это, несмотря на временную оккупацию регионов и повреждение инфраструктурных объектов.

Исследователи предполагают, что рост продолжится и в последующие годы, что будет спровоцировано развитием торговых отношений со странами Запада и возобновлением украинского производства.

Поддержка стран-союзников и победы на фронте будут делать Украину более инвестиционно привлекательной для иностранных компаний. Уже есть транснациональные бизнесы, производственные линии которых представлены в Китае, которые уже сегодня ищут альтернативные места для размещения мощностей. Украина может стать одним из лучших вариантов из-за логистического расположения и стабилизации экономики.

Что касается ВВП на душу населения, то оно не испытало сокращение из-за миграции, но, если сравнивать в общем, есть значительное отставание от стран-соседей Польши и Румынии.

В показателях инфляции фиксируется стабильное снижение после роста в 2022 году, что было спровоцировано военным вторжением и разрушением инфраструктуры/логистических маршрутов. В последующие годы прогнозируется возврат инфляции на оптимальные 5-6%.

Бизнес почти полностью возобновил функционирование в 2023 году и вышел на положительные ожидания от своей деятельности. Показатели вернулись к довоенным значениям, однако военные условия, в которых он должен функционировать, влияют на эти ожидания.

В 2023 году объемы розничного товарооборота сравнялись с довоенными показателями. Это признак того, что ритейлеры генерируют больший товарооборот на 1 кв. м, чем до войны (компенсируется утраченный потенциал).

В 2022 году объем продаж в ритейле снизился, однако, несмотря на геополитические условия в 2023 году, объем продаж возобновился и уже приблизился к довоенным показателям.

В 2024 году динамика продлится примерно на 20% в национальной валюте и на 11% в долларах. Динамика в долларах ниже из-за роста курса, однако все же положительная.

Большая часть ритейла концентрируется именно в Киеве. Это связано с более благоприятной экономической ситуацией и развитием торговой недвижимости столицы.

Если сравнить по объему с другими столицами, то разница будет небольшая, что является преимуществом для иностранных брендов, которые рассматривают украинский рынок как новое направление. Киев опережает в ритейле Прагу, Будапешт и Бухарест. Львов, например, опережает Таллин и не сильно отстает от Софии.

В Киеве хорошо развита торговая инфраструктура. Количество арендных площадей больше, чем другие столицы — поэтому здесь генерация розничной торговли демонстрирует несколько более низкие показатели. Но доходы с 1 кв. м показывают хорошие цифры по сравнению с другими столицами из-за более низких затрат на содержание помещений и персонала.

До войны львиную долю пространства занимали международные бренды (70%), которые всегда являлись основными арендаторами — 500-1500 кв.м в лучших объектах. После того как часть из них остановили функционирование (и при отсутствии игроков, готовых поглотить освобожденные площади), увеличилась вакантность.

Свободные площади частично заняли польские и турецкие операторы, увидевшие перспективы развития — уровень вакантности вернулся к довоенным показателям. Основные транснациональные бренды уже возвращаются на рынок. Также предполагается рост уровня вакантности из-за открытия новых ТРЦ в этом и последующих годах.

Ущерб

Ритейл за период войны недополучил 20 млрд долларов оборота. Кроме того, из-за военных действий было повреждено около 3 млн кв. м торговой площади по всей территории Украины. Большинство ТРЦ уже полностью возобновили работу и адаптировались к условиям, а население частично возвращается в Украину.

В целом бренды претерпели сокращение в доходности с 1 кв. м. По результатам опроса брендов одежды (категория, на которой всегда наиболее высок % экономии), снижение доходности не является критическим:

  • Меньше всего пострадал масс-маркет ($50 или 12,5%), что можно связать с доступностью и закрытием основных потребностей этой категорией товаров.
  • Бренды среднего класса потеряли в среднем $100 или 20% с 1 кв. м. Это связываем с общей тенденцией на рынке, а также остановкой деятельности основных представителей категории — из-за чего украинцы стали больше заказывать одежду в интернет-магазинах с доставкой в Украину.
  • Премиум-бренды потеряли −200$ или 28,5%. Основная причина — отток платежеспособного населения за границу.

Торговая недвижимость

Несмотря на потери по обороту, бренды все же получают большую чистую прибыль, чем до войны (снизилась арендная ставка и есть индивидуальные договоренности с владельцами ТРЦ). Также наблюдается возврат международных брендов. Для рынка торговой недвижимости возвращение «качественных» игроков, безусловно, является положительным фактором — увеличивается посещаемость и получение максимального дохода с 1 кв.

Также ожидаются открытия новых ТРЦ в 2024 году:

● ТРЦ Ocean Mall, Киев (девелопер — Mandarin Plaza).

● ТРЦ Покровский, Измаил (девелопер — Гермес).

● БФК Темп, Хмельницкий (брокер — Retail & Development Advisor).

● ТРЦ Korona, Ужгород (брокер — Colliers Ukraine).

● ТРЦ Украина, Ужгород (брокер — Retail & Development Advisor).

● ТРЦ Green Gallery, пгт Чабаны (девелопер — Эпицентр).

● ТРЦ Bucha Gallery, Буча (девелопер — Эпицентр).

Экономика Украины испытала сильный стресс после полномасштабного вторжения России, но удержала позиции и выходит на довоенные показатели. Наблюдается положительная динамика. Ритейл — одна из самых успешных отраслей в Украине сегодня, которая показывает позитивную динамику, несмотря на войну. Рынок адаптировался и вернулся к росту.