Опубликовано

В темноте, но в тепле: летний блекаут и его вызовы для ритейла

Как украинский бизнес применяет уже приобретенный опыт зимних блекаутов и адаптируется к вызовам летнего сезона — читайте в материале All Retail.

Энергосистема Украины в результате российских обстрелов уже потеряла 9 ГВт, что составляет половину необходимых мощностей для прохождения зимы. Из-за большего потребления электроэнергии отключения света стали длиннее. Более жесткие или более умеренные графики отключения света непременно влияют на эффективность работы ритейлеров, их стратегии управления запасами и способность обеспечивать бесперебойное обслуживание клиентов.

Зимний опыт блекаутов

К зимним отключениям света ритейлеры готовились заранее, оборудовав торговые объекты дизель-генераторными установками, датчиками температур, энергосберегающим LED-освещением и т.д.

Оборудование, приобретенное продуктовыми сетями во время блекаута в 2022 году, помогает обеспечивать работу магазинов в плановых и аварийных отключениях электроэнергии этим летом. Заместитель директора по операционной деятельности сети супермаркетов VARUS Светлана Карпенко отмечает, что почти все магазины имеют генераторы, удовлетворяющие базовым потребностям в свете и обеспечивающие работу касс.

Светлана Карпенко, заместитель директора по операционной деятельности сети VARUS

«Еще с началом вражеских атак на энергетическую систему Украины в 2022 году мы усилили свою программу сохранения электроэнергии. В частности, снизили освещение в торговых залах и подсобных помещениях, отказались от использования видеостен и ярких вывесок. Закупили стационарные и мобильные генераторы, чтобы магазины VARUS продолжали работать независимо от ситуации с электроснабжением. Сейчас почти все наши магазины снабжены генераторами, обеспечивающими базовые потребности в свете и работе касс».

Вызовы летнего отключения света

Прежде всего произошло изменение системы работы с продуктами, нуждающимися в холодильном оборудовании. Логистика доставки продуктов сегодня оптимизирована для сокращения времени поставки в торговые точки, а также уменьшен ассортимент продуктов с коротким сроком хранения.

Дайнюс Туменас, заместитель генерального директора по управлению активами сети NOVUS, говорит, что приоритетом для компании остается безопасность клиентов и свежесть продукции: «Безусловно, мы адаптируемся к условиям посредством оптимизации ассортимента, уменьшения остатков скоропортящихся товаров в магазинах, увеличиваем частоту поставок, чтобы доставлять продукцию чаще и в меньшем количестве. Мы регулярно проверяем товар на соответствие органолептических показателей стандартам качества и сокращаем сроки реализации продукции — даже упакованной в вакуум или газомодифицированной среде».

В сети VARUS при этом частично снизили поставки категорий «фреш» и «ультрафреш».

Сети магазинов «Таврия В» и «ПЮРЭ» практикуют ежедневный заказ скоропортящейся продукции, основываясь на статистике продаж.

В сети «КОЛО» сообщили, что для экономии электроэнергии и безопасности потребления сократили количество молочных товаров, мороженого и готовой пищи. Также отметили, что поскольку супермаркеты сети преимущественно размещаются в новых жилых комплексах, вызовом становится не только отсутствие электроэнергии, но и прекращение водоснабжения во время отключений света. Поэтому ритейлер увеличил запасы воды в магазинах и распределительных центрах.

Большинство торговых сетей позаботились об альтернативных источниках электроэнергии. По словам заместителя генерального директора «Таврия В» Дениса Поповиченко, при отключении света все торговые объекты, аварийное освещение и холодильное оборудование работают на резервном питании. Кассы подключены к аварийной линии и они не прекращают работу без централизованного электроснабжения.

Опорные магазины NOVUS и новый логистический центр снабжены генераторами. Команда сети заранее внедрила программу энергоэффективности и энергонезависимости, чтобы своевременно доставлять и хранить в правильных температурных условиях продукты, а также готовить пищу даже тогда, когда вокруг света нет. Также компания внедряет новые технологии — солнечные панели на крышах супермаркетов.

Дайнюс Туменас, заместитель генерального директора по управлению активами сети NOVUS

Дайнюс Туменас, заместитель генерального директора по управлению активами NOVUS, говорит:

«NOVUS внедряет новые технологии, чтобы обеспечить свою бесперебойную работу. Первые солнечные панели наша компания установила на крыше супермаркета в Новых Петровцах. В сочетании с дизель-генераторами эти устройства работают как локальная электросеть. Благодаря солнечным панелям супермаркет NOVUS может бесперебойно работать даже в условиях блекаутов, поэтому посетители всегда имеют доступ к свежим и качественным продуктам. Поскольку работа солнечных панелей полностью безопасна для экологии и бесшумна, никакого дискомфорта украинцы не почувствуют.

Пилотный проект по установке солнечной станции на крыше оказался очень успешным. В летний период, когда солнце является наиболее активным, такая станция покрывает 95% потребностей супермаркета NOVUS. Помимо установки солнечных панелей, компания произвела оценку герметичности супермаркетов сети. Благодаря Европейским нормам при тестировании уже удалось усовершенствовать конструктивные узлы, что в свою очередь уменьшило потребление электроэнергии на систему отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (OBIK). Нам удалось снизить потребление системы OBIK на 16%. После перераспределения нагрузки на сеть мы смогли снизить пиковые лимиты потребления на 30%, что соответствующим образом позволяет экономить инвестиционные расходы в новых проектах».

В будущем в NOVUS планируется увеличивать количество супермаркетов, которые будут работать на альтернативных источниках питания. Компания поставила перед собой амбициозную цель — масштабировать этот опыт и идти в ногу с энергоэффективным будущим. «Если мы независимы, то даже от электросетей», — добавляют в сети.

Автозаправочные комплексы KLO также внедряют решения для уменьшения нагрузки на основную электросеть и бесперебойной работы во время отключений. Использование солнечных станций, покрывающих около 20% потребностей АЗК, является значительным шагом в направлении энергоэффективности. Кроме того, в апреле этого года на АЗК начали точечно уменьшать яркость внешних вывесок по веерному принципу и отключать некоторые рекламные конструкции в ночное время. Так или иначе, все АЗК KLO работают круглые сутки, выключение электроэнергии не влияет на режим работы комплексов.

При этом все АЗК KLO снабжены генераторами, что помогает продолжать работу при отключениях электроэнергии. Генераторы полностью обеспечивают мощь, необходимую для полноценной работы комплексов. Каждый клиент KLO может беспрепятственно заправиться и воспользоваться всеми необходимыми сервисами — перекусить, выпить кофе, приобрести необходимые для путешествия товары и продукты, зарядить гаджеты, воспользоваться wi-fi или просто отдохнуть в зоне кафе комплексов.

К тому же новые вызовы требуют другого подхода. Для работников АЗК KLO было проведено базовое обучение и созданы методические материалы по эксплуатации генераторов. В компании отмечают, что в любых других дополнительных обучениях нет необходимости, поскольку генераторы включаются автоматически.

В сети VARUS говорят, что, несмотря на все эти сверхсложные вызовы, команда адаптировалась к реалиям. Объединенность и системность помогли не только продолжать работу, но и открывать магазины, запускать новые услуги и улучшать сервис.

В этом году отключение света летом сопровождается удорожанием тарифов на электроэнергию. Следовательно, с 1 июня минимальная предельная цена для бизнеса — 10 грн/МВт·час. Пока украинцев с отчаянием шутят, что даже когда свет есть, его не хочется включать из-за новых тарифов, предпринимателям приходится искать новые инструменты для баланса между затратами и ценой на товары.

По данным Госстата на июнь 2024 года цены выросли на следующие продукты питания: фрукты (10,4%), овощи (1,3%), рыба и морепродукты (0,9%), сахар (0,6%), хлеб (0,7%). Удорожают не только продукты питания, но и цены малых бизнесов и предприятий, а также чеки в ресторанах и кафе. Однако ритейлеры уверяют, что конечная стоимость товаров для потребителей не меняется.

В сети NOVUS отмечают, что прекращение централизованного электроснабжения и использование генераторов все же повышают затраты, но не влияют на рост цен. Директор департамента стимулирования продаж NOVUS Дмитрий Москвичев комментирует ситуацию так: «Использование генераторов влияет на наши затраты. Ибо действительно, один час на генераторе стоит, кажется, втрое больше, чем один час не на генераторе. В цены специально мы это не закладываем. Думаю, это происходит косвенно. Мы же не забываем, что сами производители тоже «садятся» на эти генераторы, постепенно это закладывается в сам продукт, а мы уже работаем с той наценкой».

Ритейлер VARUS также сообщил, что нестабильная поставка электроэнергии не повлияла на конечную стоимость товаров.

Несмотря на сложность условий, ритейлеры продолжают поддерживать высокие стандарты обеспечения потребителей свежими продуктами питания — в частности, из-за изменения частоты поставок скоропортящейся продукции. Благодаря внедрению альтернативных источников энергии, таких как генераторы и солнечные станции, торговые сети способны обеспечивать бесперебойную работу магазинов и автозаправочных комплексов. Эти меры не только помогают снизить нагрузку на основную сеть, но и гарантируют стабильное обслуживание клиентов. Внедрение инновационных технологий и адаптивных стратегий показывает готовность ритейлеров быстро реагировать на энергетические вызовы.