Опубликовано

«Сільпо»: итоги работы за 2023 год и планы будущего развития

Сеть магазинов «Сільпо» – самый масштабный по обороту бизнес Fozzy Group и один из крупнейших операторов рынка розничной торговли Украины. Сеть насчитывает 312 супермаркетов «Сільпо» и 4 деликатес-маркета Le Silpo. Ритейлер является местом работы более 29 000 работников.

Недавно компания опубликовала отчет за 2023 год, который показал — несмотря на все сложности, сеть продолжает восстанавливать позиции после крайне тяжелого 2022 года, когда значительная часть магазинов «Сільпо» была разрушена или оказалась на оккупированных территориях. всего в 2022-2023 годах 31 супермаркет «Сільпо» подвергся полным или частичным разрушениям, 17 из них удалось восстановить. Еще 18 «Сільпо» расположены на временно оккупированных территориях

Итак, каковы были итоги 2023 года для «Сільпо»?

Ключевые финансовые показатели:

Валовой доход без НДС: 84,7 млрд грн.

Товарооборот без НДС: 79,7 млрд грн.

Динамика роста товарооборота за год: +27,9%

Также отмечается, что долгосрочные обязательства и обеспечение компании составили 14,05 млрд. грн., а текущие — 29,75 млрд. грн. Коэффициент текущей ликвидности — 0,44.

Динамика расширения сети «Сільпо» в период с 2017 по 2023 год

Самыми высокими темпами расширения сети «Сільпо» были накануне начала полномасштабной войны, в 2021 году, когда сеть расширилась на 57 магазинов в год. В 2022 году количество магазинов значительно сократилось, однако по итогам 2023 года сеть возобновила рост, расширившись на 11 магазинов.

Общая торговая площадь супермаркетов в сети составляла 446 тыс. кв. м по итогам 2023 года (пиковым показатель 2021 года — 484 тыс кв. м; в 2022 общая площадь магазинов сети составляла 420 тыс. кв. м). Средняя торговая плаща супермаркета «Сільпо» — 1394 кв. м, деликатес-маркетов Le Silpo — 1794 кв. м.

Логистика

По состоянию на 2023 год логистические мощности Сильпо насчитывали 6 распределительных центров общей площадью более 142 000 кв. м., самый большой из которых площадью почти 56 000 кв. м. расположен в селе Квитневом близ Броваров. Доставка осуществляется с помощью 321 грузового автомобиля.

Собственные торговые марки

Сеть «Сільпо» продолжает расширять портфель и ассортимент собственных торговых марок. Всего в 2023 году насчитывалось 30 собственных марок «Сільпо», а категориями, где произошло расширение ассортимента ВТМ, стали сладкая вода, йогурты, пресервы и свежие салаты.

Собственное производство

«Сільпо» изготовила в собственных сыроварнях в 2023 году 51 тонну сыра (всего 38 видов сыров).

Также в пивоварне Beermaster Brewery, открытой в 2022 году, за год было изготовлено 110 тысяч литров пива собственного производства.

Экология и устойчивое развитие

Во всем мире растет внимание к экологическим вопросам, и компании все больше внимания уделяют этому. В рамках проекта по раздельной сборке сырья в «Сільпо» собрали и отправили на переработку более 18 тыс. т сырья. Также компания за год собрала 2,1 млн использованных батареек, отправленных на переработку в Румынию.

С 2023 года «Сільпо» начинает отказываться от холодильников с использованием парниковых газов (HFC-хладагентов). Это самый большой источник выбросов углерода в ритейл-отрасли.

Активно применяются и другие эко-инициативы, в частности, отказ от бумажных чеков (вместо этого чек появляется в мобильном приложении) и пластиковых пакетов.

E-Commerce

«Сільпо» расширяет доставку онлайн-заказов. В 2023 году компания запустила дальнюю доставку в Ивано-Франковской и Волынской областях. В общей сложности география доставки охватывает более 900 городов, поселков и сел в Украине.

Самыми популярными продуктами, которые заказывали онлайн, стали бананы, куриное филе, томаты, огурцы и красный перец.

Растет популярность мобильного приложения «Сільпо» — в 2023 году насчитывалось 3,1 млн пользователей приложения, из них 1,5 млн использовали приложение регулярно.

Кассы самообслуживания

Самокассы набирают все большую популярность. В частности, в 2023 году 18,5% всех покупок в супермаркетах «Сільпо» осуществлялись на кассах самообслуживания. Всего работает 854 самокассы в 129 супермаркетах сети.

Больше всего оплат через самокассы (62%) было произведено в столичном супермаркете «Сільпо», расположенном на Спортивной площади, 1а.

86% оплат на самокассах производится банковской картой.

Планы и прогнозы развития

Планы ритейлера предполагают открытие 12 супермаркетов в 2024 году и по 18 — в 2025 и 2026 году, увеличив таким образом сеть до 364 супермаркетов на конец 2026 года.

Компания прогнозирует, что рынок продовольственной розничной торговли будет расти в 2024-2026 годах в среднем на 12% в денежном исчислении, часть этого роста будет вызвана инфляцией.

Среди главных рисков в ближайшие годы компания выделяет следующие:

- Расширение боевых действий на территории Украины, усиление давления на энергетическую и общественную инфраструктуру

- Сокращение реальных доходов населения

- Сокращение внешней бюджетной поддержки

- Макроэкономическая нестабильность и сокращение платежеспособности населения

- Волатильность национальной валюты

Со стороны конкурентов ритейлер рассматривает как возможные следующие угрозы:

- Экспансия конкурентов в нижних ценовых сегментах, обострение ценовой конкуренции

- Миграция спроса в сегмент онлайн-торговли

- Развитие конкурентов в ассортименте, качестве и атмосфере

Компания планирует минимизировать риски с помощью следующих шагов:

- Поддержка работоспособности и устойчивости сети к операционным рискам (наличие и содержание генераторного парка, дублирование каналов связи, миграция в облачные сервисы)

- Меры по экономии и оптимизации процессов

- Повышение лояльности потребителей и улучшение уровня сервиса

- Развитие онлайн-торговли, сервисов доставки и других услуг

- Постепенное органическое расширение сети магазинов