Опубликовано

80% украинцев полностью или преимущественно доверяют цифровым платежам — исследование Visa Stay Secure 2025

Новое исследование по заказу компании Visa демонстрирует, что потребители в регионе Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки (CEMEA) стали более осведомлены о мошенничестве и принимают меры безопасности при осуществлении цифровых платежей.

Девятое ежегодное исследование Stay Secure, охватившее 5 800 респондентов в 17 странах региона СЕМЕА, включая Украину, показывает, что 97% опрошенных активно принимают меры по защите онлайн-транзакций, свидетельствуя о повышении цифровой грамотности на фоне увеличения популярности безналичных расчетов.

Хотя 65% украинских респондентов признают, что остаются уязвимыми к мошенническим сообщениям, рост использования мер безопасности и переход к более надежной аутентификации свидетельствуют о положительной динамике в поведении потребителей по сравнению с результатами исследования Stay Secure 2023 года. Сегодня потребители все чаще обращают внимание на потенциальные угрозы и проверяют достоверность онлайн-сообщений, демонстрируя повышение уровня осведомленности о цифровом мошенничестве.

Выводы исследования также указывают на рост популярности цифровых платежей в регионе. Три четверти всех опрошенных и 80% украинцев заявили, что в основном или полностью доверяют цифровым платежам. 39% украинских потребителей планируют еще чаще использовать цифровые платежи в течение следующего года.

«Сфера цифровых платежей стремительно развивается, и украинские потребители охотно пользуются их удобством, в то же время проявляя все большую бдительность по вопросам безопасности. Просветительство потребителей — первая линия защиты от мошенничества, и именно благодаря сотрудничеству между игроками платежной индустрии ее можно реализовать. Мошеннические схемы становятся все сложнее, поэтому борьба за безопасность не прекращается. Потребители доверяют именно тем поставщикам платежных услуг, которые принимают ощутимые меры, чтобы их защитить. Исследование Stay Secure может стать источником актуальной информации для разработки стратегий укрепления доверия и учебных материалов, которые предоставят потребителям инструменты защиты от мошенничества», — отмечает Лариса Макарова, старший директор, глава департамента управления рисками Visa в регионе Восточной и Юго-Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа.

Ключевые выводы исследования Visa Stay Secure в Украине:

  • Цифровые платежи стали нормой для украинских потребителей. 95% украинских потребителей используют цифровые методы оплаты. Наиболее популярны переводы через мобильные банковские приложения (76%), онлайн-оплата картами (67%) и мобильные платежи через цифровые кошельки или QR-коды (63%). 84% держателей карт ценят возможность осуществлять цифровые платежи в любом месте и в любое время, а 81% считают их более быстрыми и удобными. Вследствие этого роль наличных денег продолжает уменьшаться: 68% респондентов больше не носят с собой бумажные деньги и не пользуются банкоматами.
  • Доверие к цифровым расчетам остается крепким. Несмотря на рост кибермошенничества в современном цифровом мире, доверие к электронным транзакциям сохраняется на высоком уровне. Более половины украинцев (55%) заявляют, что новости о кибермошенничестве не влияют на то, как они используют цифровые платежи. Кроме того, 67% чувствуют себя более защищенными, если во время транзакции требуется дополнительная верификация, например, введение одноразового кода.
  • Обеспокоенность из-за уязвимости к мошенничеству сохраняется. Исследование демонстрирует глубокую обеспокоенность украинцев относительно цифровой безопасности друзей и семьи. Почти все респонденты (98%) беспокоятся, что их близкие могут стать жертвами мошенничества, особенно сообщений или электронных писем с просьбой подтвердить данные счета или звонков по фальшивым заказам. Самыми уязвимыми к мошенничеству считают людей постарше: 75% отмечают, что пожилые люди больше рискуют стать жертвами мошенников. Вдобавок, только 24% считают себя очень или чрезвычайно осведомленными о цифровом мошенничестве.
  • Мошенники играют на эмоциях, чтобы вызвать реакцию. 65% украинцев признают, что могут отреагировать на потенциально мошеннические сообщения. Эффективнее всего побуждать к действию могут сообщения, обещающие финансовую выгоду, информирующие об угрозе безопасности или поступающие якобы от официальных органов. Больше всего «тревожных звоночков» вызывают запросы о сбросе пароля или подтверждении аккаунта в связи с якобы «утечкой данных» — 53% украинцев называют их чрезвычайно подозрительными.
  • Потребители активно защищаются. Чтобы избежать потенциальных угроз, украинцы принимают меры безопасности. 70% сообщают, что избегают отвечать на письма или звонки с просьбой перевести средства от имени третьих лиц. 69% не разглашают данные своих карт или счетов, а половина опрошенных регулярно проверяет банковские выписки для выявления подозрительных операций.