Опубликовано

Аудит, защищающий репутацию: что стоит за проверкой качества продукции ритейлерами

Лицо ритейлера – собственные торговые марки. Поскольку продукты СТМ напрямую ассоциируются с брендом ритейлера, качество таких товаров является репутацией торговой сети. Качеству таких товаров доверяют потребители, и от этого зависит имидж всего бизнеса. Несоответствие стандартам качества, разочарование покупателей или нарушение требований безопасности могут привести не только к финансовым потерям, но и серьезным репутационным проблемам, которые надолго повлияют на доверие потребителей. Как украинские ритейлеры проводят аудит качества на производствах – в материале All Retail.

Private labels является стратегическим инструментом в конкурентной борьбе. Они позволяют создавать уникальные предложения, повышать маржинальность, управлять ценами и укреплять лояльность потребителей. Сегодня в структуре продаж большинства розничных сетей доля СТМ стабильно растет, особенно в базовых категориях FMCG. Это связано со бережливостью украинцев в условиях экономической нестабильности. Спрос на акционные предложения, программы лояльности и товары под собственными товарными знаками остается на стабильно высоком уровне.

Аудит производства: как часто и почему это важно

Серьезные ритейлеры проводят аудит производства не реже одного раза в год. Еще на этапе подписания договора с потенциальным поставщиком аудит является одним из обязательных условий.

Торговые сети применяют риск-ориентированный подход к определению частоты аудита производства СТМ. Основные факторы, влияющие на периодичность проверок:

  • Предыдущий опыт сотрудничества. Новые поставщики или имевшие нарушение подлежат более частым аудитам.
  • Критичность продукции. Пищевые продукты, молочная продукция и т.п. проверяются чаще.
  • Изменения в операционной деятельности. Реорганизация, изменение технологий или сырья подразумевают внеплановые аудиты.
  • Регуляторные требования. Изменения в законодательстве или стандартах могут инициировать дополнительные проверки.
  • Жалобы потребителей. Жалобы на качество продукции являются основанием для внепланового аудита.

Чаще всего украинские торговые сети доверяют проведению аудита производства внутренним командам контроля качества, имеющим глубокую экспертизу по специфике продукции и требованиям к ней. Специалисты таких отделов, кроме профильного высшего образования и многолетнего практического опыта в отрасли, обладают сертификатами внутренних аудиторов международных систем менеджмента качества и ежегодно проходят повышение квалификации на специализированных тренингах, организованных ведущими инспекционно-сертификационными компаниями в Украине.

Наталья Пряникова, руководитель отдела управления товарами СТМ сети супермаркетов NOVUS: "У NOVUS качество — не обсуждается. Ни один товар не появляется на полке без аудита производителя, независимо от категории пищевой продукции или бытовой химии. Сотрудники отдела контроля качества проводят аудиты второй стороны на промышленных площадках заказчика.

Алгоритм четкий:

1. Еще на этапе переговоров с потенциальным поставщиком мы сразу сообщаем: аудит — обязательное условие.

2. После подписания контракта отдел качества согласовывает дату и выезд на предприятие.

3. По результатам формируется отчет, получаемый как поставщиком, так и нашей командой СТМ.

Аудит обязательно проводится до запуска проекта, а дальше раз в год в процессе сотрудничества. Если возникают дополнительные подозрения или жалобы — делаем внеплановую проверку".

Ключевые элементы контроля

1. Производственные процессы и санитарные условия

Одним из ключевых аспектов аудита производства является оценка соблюдения принципов надлежащей производственной практики (GMP — Good manufacturing practice). Аудиторы проверяют, насколько эффективно внедрены процедуры, гарантирующие стабильное качество продукции, минимизацию рисков контаминации и соблюдение требований безопасности.

Отдельное внимание уделяется состоянию производственных помещений, оборудования и инфраструктуры. Оценивается соответствие их эксплуатации установленным стандартам: надлежащий уровень чистоты, техническое состояние оборудования, правильное зонирование производственных участков для предотвращения перекрестного загрязнения.

Дополнительно проверяются журналы контроля качества (сырья, полуфабрикатов, готовой продукции), данные о допусках персонала и медосмотрах.

2. Качество сырья и готовой продукции

На этапе приемки сырья осуществляется входной контроль материалов, предусматривающий проверку сопроводительной документации, сертификатов качества и соответствие физико-химических и органолептических показателей установленным требованиям.

В процессе производства и перед выпуском продукции на рынок осуществляется верификация ее соответствия утвержденным спецификациям. Это включает проверку состава, физических параметров, маркировки, упаковки и соответствия нормативной базе.

Кроме того, обязательным этапом является проведение лабораторных испытаний и тестирований, как в собственных лабораториях изготовителя или ритейлера, так и в независимых аккредитованных учреждениях. Тестирование включает микробиологические, токсикологические, физико-химические и другие виды анализов в зависимости от категории продукции.

В сети магазинов «АТБ» отмечают, что продукция собственных торговых марок проходит проверку наличия протоколов лабораторных исследований по физико-химическим показателям и показателям безопасности. Также проверяются сертификаты соответствия, экспертные заключения и отчеты о проверке продукции в профильных научных учреждениях, в частности, в Институте экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя, Институт общественного здоровья им. О.М. Марзеева и др.

3. Сертификация, документация и результаты тестирования

Одним из важных критериев аудита является проверка наличия актуальных сертификатов соответствия, таких как ISO 9001 (управление качеством) или ISO 22000 (безопасность пищевых продуктов). Эти сертификаты подтверждают соответствие производственных процессов международным стандартам и гарантируют потребителям высокое качество продукции.

Кроме сертификации, проверяется ведение производственной документации, включающей технические спецификации, планы контроля качества, результаты тестирования, протоколы приема сырья и готовой продукции. Также внимание уделяется архивированию результатов внутренних и внешних проверок, что обеспечивает возможность отслеживания всех этапов контроля качества и гарантирует прозрачность процесса.

Дополнительно в сети NOVUS требуют документы, подтверждающие контроль за аллергенами, наличием вредителей, утилизацию отходов.

Во время аудита сеть «АТБ» проверяет разрешительные документы предприятия в соответствии с ассортиментом выпускаемой продукции: государственная регистрация мощностей, эксплуатационные разрешения, декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам охраны труда, лицензии и другие.

«Аудит является обязательным для всех компаний, претендующих на включение в производственный портфель EVA. Для действующих производителей также предусмотрены плановые повторные проверки, периодичность которых зависит от того, насколько успешно партнер прошел первичный аудит.

Наличие сопроводительной документации, которой требует стандарт, является необходимым. Однако в фокусе нашего внимания — не просто наличие документов, а фактическое функционирование системы контроля качества. Мы анализируем, как процессы реализуются на практике. Один из базовых принципов, сформулированный нашим технологом Антониной Бойко: «Неважно, сколько у вас процедур. Их может быть пять, но они должны действовать». Этот подход хорошо известен всем нашим партнерам

Наша цель — это именно аудит, а не инспекция. Мы не только контролируем, но и помогаем производителям улучшать систему контроля качества, поднимая ее до уровня современных международных стандартов. Наша задача — увидеть потенциальные зоны развития и предоставить практические рекомендации, которые помогут производителю гарантировать стабильно высокое качество продукции национального производства», — говорит Галина Ободец, директор департамента собственных торговых марок сети магазинов EVA и EVA.UA.

Контроль качества пищевых продуктов и непродовольственных товаров

Аудит пищевых продуктов и непродовольственных товаров имеет отличия, определяемые спецификой каждой категории продукции. Хотя в обоих случаях существует стандартизированный чек-лист для аудита, для пищевых продуктов требования значительно более жесткие, поскольку речь идет о безопасности потребителей и здоровья.

Аудит пищевых продуктов

Контроль качества пищевой продукции предполагает более глубокий уровень проверок, поскольку к таким товарам применяются строгие санитарно-гигиенические требования и требования безопасности. Основной акцент при аудите предприятий ставится на продовольственную безопасность и соответствие государственным и внутренним стандартам. Инспекция пищевых предприятий масштабна, охватывая не только продукт, но и все этапы его производства.

В ходе инспекции пищевых производств проверяются:

  • Качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
  • Соблюдение процедур по аллергенам.
  • Прослеживаемость каждой партии товара.
  • Санитарная обработка, борьба с вредителями и правильная утилизация отходов.

Аудит непродовольственных товаров

Инспекция непищевой продукции, такой как бытовая химия или косметика, хотя и тщательной, но имеет другой фокус. Проверки здесь ориентированы на:

  • Соответствие заявленного качества фактическим.
  • Правильность маркировки ингредиентов.
  • Санитарное состояние и условия хранения.
  • Отсутствие вредителей и процедур управления отходами.

Хотя подход к аудиту как пищевых, так и непродовольственных товаров предполагает тщательное документальное оформление и проверку соответствия требованиям, на пищевых предприятиях уровень риска выше из-за непосредственного влияния на здоровье потребителей. Поэтому контроль за санитарными условиями, температурными режимами и требованиями HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points) критически важен на всех этапах производства пищевых продуктов.

В пресс-службе сети «АТБ» сообщают, что в случае обнаружения несоответствий, предприятию предоставляется срок до 3-х месяцев на их устранение, после чего проводится повторный аудит по результатам которого принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с данным поставщиком. Возможны случаи не подписания контракта с потенциальным поставщиком из-за непрохождения тендерного аудита, в ходе которого выявлены критические несоответствия, например, антисанитарное состояние предприятия, отсутствие необходимого набора производственных помещений для выпуска определенного ассортимента продукции или отсутствие необходимого технологического оборудования.

В сети «Файно Маркет» говорят, если обнаружены отклонения в качестве продукции, дальнейшие действия определяют в зависимости от характера и количества нарушений. Это может быть повторный аудит, консультации с производителем для оптимизации процессов или — в критических случаях — прекращение сотрудничества.

Сложности в процессе аудита

Одним из самых больших вызовов, стоящих сегодня перед инспекционными службами, является опасность выезда на предприятия, расположенные в близких к зоне боевых действий регионах. К примеру, в таких ситуациях сеть АТБ часто проводит онлайн-аудиты.

Кроме военной ситуации, другим вызовом остается отсутствие достаточного количества международно аккредитованных центров для подготовки высококвалифицированных специалистов в области контроля качества. Это ограничивает возможность реализации эффективных систем контроля на государственных предприятиях. Многие производители, особенно в прошлом, не имели должного внешнего контроля качества, и даже при наличии документальных систем они часто не функционировали на практике. Дополнительно дефицит квалифицированного персонала на предприятиях влечет задержки в отдельных процессах.

Другим фактором является разнообразие поставщиков, каждый из которых имеет свои подходы к ведению документации и организации производства. Это требует от инспекционных служб гибкости в аудиторских подходах, при этом соблюдая стандартизированные требования ко всем этапам проверки для обеспечения надлежащего качества продукции.

Аудит качества на производствах СТМ критичен для поддержания репутации ритейлера и предотвращения финансовых потерь. Регулярные проверки, подразумевающие оценку производственных процессов, санитарных условий и документации, обеспечивают соответствие стандартам качества и безопасности продукции. В ходе аудита ритейлеры уделяют особое внимание качеству сырья, соответствию нормативам и сертификации. В пищевых продуктах контроль более жесткий из-за требований безопасности. Однако даже для непродовольственных товаров уровень контроля качества остается высоким, поскольку обеспечение надлежащего уровня безопасности и соответствия нормативам необходимо для поддержания конкурентоспособности на рынке.