В 2024 году украинские food-ритейлеры наторговали более чем на 19 млрд долларов
Общий объем рынка розничной торговли FMCG товарами через современные каналы продаж в 2024 году составил 770,7 млрд грн. (19,2 млрд. долларов). Этот показатель на 17% больше аналогичного индекса 2023 года в гривневом эквиваленте (657,1 млрд грн в 2023 г.) и на 7% больше — в долларовом.
Об этом говорится в отчете «ТОП 50 food-ритейлеров Украины по объему товарооборота, 2024г. Финансовые итоги развития рынка продовольственного ритейла Украины в 2024 г.», подготовленном компанией GT Partners Ukraine.
По-прежнему украинский рынок продовольственного ритейла характеризуется сравнительно низким уровнем консолидации. Эта тенденция объясняется наличием в нашей стране более 180 крупных и мелких продовольственных операторов, поэтому такое большое количество игроков рынка сильно фрагментирует отечественный рынок ритейла.
Суммарная доля ТОП-10 продовольственных ритейлеров Украины в 2024 году составила 39,7% общего объема розничных продаж предприятий-юрлиц страны (годом ранее этот показатель составлял 41,6%) и 78% от суммарных продаж во всех современных форматах FMCG торговли (годом ранее — 79%).
Примечательно также, что по итогам 2024 г. доля сетевых продовольственных ритейлеров в общем объеме розничного товарооборота предприятий страны составила 51%, тогда как годом ранее этот показатель составил 52,7%.
Сокращение доли современного ритейла в общем массиве продаж продовольственных товаров в Украине аналитики GT Partners Ukraine связывают с рядом факторов:
- сокращение общего числа игроков на рынке food-ритейла, вызванное войной, оккупацией территорий или близостью расположения к «горячим» регионам (только за последние 2 года свернули свою деятельность на рынке целый ряд достаточно крупных операторов);
- активное развитие торговых сетей других сегментов с определенной долей продовольственных товаров в ассортименте («Аврора», «Эпицентр», «Копійочка» и т.д.)
- падение доходов и покупательной способности львиной части граждан иногда заставляет их вернуть свой акцент в сторону менее современных, но зачастую более дешевых каналов продаж (в частности, рынков).