Опубликовано

Кофе — третий по популярности напиток в мире. Есть ли потенциал для роста, несмотря на стремительное подорожание?

В последнее время о кофе чаще всего упоминается в контексте резкого роста цен. Но заставит ли это потребителей отказаться от напитка? Вероятно, нет. Рынок кофе еще не сказал последнего слова. Его потенциал роста подтверждают несколько ключевых факторов: устойчивость к кризисам, универсальность, способность формировать чувство статусности, а также растущую популярность среди младшего поколения. Все это создает благоприятные условия для дальнейшего развития категории.

В мае 2025 г. молотый кофе подорожал в магазинах на 25,1% в годовом измерении, а растворимый — на 20,3%. Такие данные приводят эксперты группы BLIX и Hiper-Com Poland на основе исследований UCE Research и Университета WSB Merito.

Цены на молотый и растворимый кофе росли и в предыдущие месяцы, хотя темпы подорожания были ниже: в апреле — на 16,6% и 11,9% соответственно, в марте — на 14,8% и 12,2%, в феврале — на 7,3% и 5,7%, а в январе — на 3,1% в годовом измерении. За весь 2024 год молотый кофе вырос в цене в среднем на 5,4%, а растворимый — всего на 1% по сравнению с 2023 годом.

Сколько кофе выпивается за год

Крупные игроки категории, таких как JDE Peetʼs (владелец брендов Jacobs и LʼOr), спокойно смотрят в будущее. Как подчеркивает CEO компании Рафа Оливейра, кофе остается очень перспективной категорией. Сославшись на данные Euromonitor, CEO JDE Peetʼs отметил, что мировой кофейный рынок в 2024 году оценивался в 338 млрд евро. Кофе является третьим популярным напитком в мире после воды и чая.

Согласно этим же данным, по частоте потребления кофе (182 порции на человека в год) опережает снеки (118 порций по 30 г), пиво (82 порции по 250 мл), крепкий алкоголь (67 порций, эквивалент 250 мл пива) и сладости (63 порции).

Кризостойкая категория

Кофе демонстрирует высокую устойчивость к макроэкономическим колебаниям. Согласно данным Всемирного банка, ее потребление растет даже во время экономических и финансовых кризисов, в частности, таких как пандемия COVID-19.

В последнее десятилетие кофе неоднократно подтверждал свой потенциал роста на многих рынках. Наибольшее развитие — в традиционно «чайных» странах: Турции, Египте, Саудовской Аравии, Южной Корее, Китае. Согласно данным Euromonitor, среднегодовой прирост (CAGR) в 2015-2024 годах в этих странах составил +3%.

В странах со смешанными традициями (Польша, Канада, Австралия, Нидерланды, Украина, Великобритания, Япония) — +1,6%.

А в «кофейных» странах (Финляндия, Германия, Бразилия, Колумбия, Италия, Франция, Индонезия, Мексика, Вьетнам, Таиланд, Испания) среднегодовой прирост составил +0,9%.

Кофе глазами потребителей

Одним из преимуществ категории является ее восприятие потребителями. Кофе повышает статус и, например, поход в кафе, имеют для людей более высокую ценность. В то же время высокие цены на кофе в заведениях формируют своеобразный «зонтик», оправдывающий и утверждающий более высокую цену на кофе в розничных сетях. Это создает основу для дальнейшего перехода категории в премиальный сегмент.

Кофе также отвечает современным потребительским трендам: он считается натуральным источником энергии и все больше привлекает молодежь.