Опубликовано

Почти 70 страниц цифр, фактов и планов, отражающих, как развивается одна из крупнейших сетей страны. Именно столько содержит отчет ООО «Сільпо-Фуд» за 2024 год, с которым ознакомился All Retail. Мы выделили самое интересное.

Сеть «Сільпо» остается крупнейшим по обороту бизнесом Fozzy Group и одним из ключевых операторов рынка розничной торговли Украины. К концу 2024 года сеть насчитывала 308 супермаркетов «Сільпо» и 4 деликатес-маркета Le Silpo. В компании работают более 31 тыс. сотрудников.

Ключевые финансовые показатели:

  • Доход без НДС за 2024 г.: 93,02 млрд грн;
  • Прирост товарооборота: +6,64% по сравнению с 2023 годом.

Обязательство:

  • Долгосрочные — 12,99 млрд грн;
  • Текущие — 29,67 млрд грн;
  • Коэффициент текущей ликвидности — 0,46.

Динамика развития сети

В 2024 году «Сільпо» открыл 8 новых супермаркетов, в том числе дизайнерские магазины во Львове ( «Киберкультура» ), Киеве ( «Молекулярная кухня»), Полтаве («Петроглифы») и Ирпене ("Пластилиновый мир").

К концу года совокупная торговая площадь сети составила 442,7 тыс. кв.м, средняя площадь магазина — 1 414 кв. м.

Инновации и диджитал

В 2024 году сеть значительно расширила инфраструктуру самообслуживания: 173 супермаркета оборудованы 1012 кассами самообслуживания и через них проходит 24% всех покупок.

Еще один важный канал взаимодействия с клиентами — мобильное приложение «Сільпо», имеющее более 3,982 млн уникальных пользователей, из них 1,6 млн активно пользуются ежемесячно. Через приложение покупатели получают персональные предложения, сохраняют цифровые чеки и могут оформлять онлайн-заказ.

Развитие e-commerce остается стратегическим направлением: онлайн-доставка охватывает более 450 населенных пунктов разных размеров. Сервис доставки LOKO покрывает 14 городов, вырос в 3,5 раза за 2024 год.

Собственное производство и уникальные форматы

"Сільпо" активно развивает направление собственного производства хлебобулочных изделий, кондитерской и имеет 23 собственных торговых марки.

Особую роль в развитии локальных вкусов играет проект «Лавка Традиций», где представлено более 260 крафтовых производителей со всей Украины.

Отдельное направление — пивоварня Beermaster Brewery, которая всего за год сварила более 122 тыс. литров пива разных стилей. Также «чизарня» — собственные сыроварни непосредственно внутри супермаркетов.

Дополнительно ритейлер ввел «базарные дни». Это новый формат взаимодействия локальных производителей и потребителей прямо в магазине.

Ритейлер также развивает свой импорт без посредников. В 2024 году его оборот достиг €500 млн.

Среди уникальных форматов — 7 фудхолов. Это гастрономические просторы с профессиональными открытыми кухнями, во главе которых стоит бренд-шеф Марко Черветти.

Логистика

В 2024 году компания обеспечивала поставку товаров через 5 распределительных центров общей площадью более 130 тыс. м²:

  • РЦ «Апрельское» — 55 393 м².
  • РЦ «Победа» — 26 990 м².
  • РЦ «Львов» — 19 238 м²
  • РЦ «Одесса» — 17 719 м².
  • РЦ «Запорожье» — 11 543 м².

В общей сложности все РЦ за год обработали более 2,4 млн м³ грузов.

Для перевозки компания использует как собственный, так и арендованный транспортный парк. В 2024 году он состоял из 325 грузовых автомобилей и 162 полуприцепов.

Общий пробег транспорта сети в 2024 году превысил 49,5 млн. км.

Экология и постоянство

В 2024 году сеть собрала и отправила на переработку более 17,6 тыс. тонн вторсырья, среди которых бумага, пластик, стекло и металл.

В рамках всеукраинской программы «Батарейки, сдавайтесь!» было собрано и передано на переработку 50 тонн использованных батареек. Это одна из самых масштабных экологических инициатив в стране, которая помогает уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.

Компания также продолжает курс на энергоэффективность и сокращение выбросов от внедрения современного холодильного оборудования до оптимизации логистики и сокращения использования одноразовых материалов.

Планы и развитие

По оценкам компании, в 2024-2026 годах рынок розничной продовольственной торговли Украины будет расти в среднем на 12% в год в денежном выражении. В этом контексте «Сільпо» планирует постепенное органическое расширение сети. Уже в 2025 году количество супермаркетов должно возрасти до 324, а к 2029 году ритейлер прогнозирует расширение сети до 469 магазинов.

Впрочем, компания осознает и ключевые риски в ближайшие годы. Среди них:

  • Возможное расширение боевых действий на территории Украины, усиление давления на энергетическую и социальную инфраструктуру.
  • Сокращение настоящих доходов населения.
  • Волатильность национальной валюты.
  • Экспансия конкурентов в нижних ценовых сегментах.
  • Миграция спроса в сегмент онлайн-торговли.
  • Налоговое давление на бизнес.

Компания планирует минимизировать риски с помощью следующих шагов:

  • Поддержка работоспособности и устойчивости сети к операционным рискам (наличие и содержание генераторного парка, дублирование каналов связи, миграция в облачные сервисы).
  • Меры по экономии и оптимизации процессов.
  • Повышение лояльности потребителей и улучшение уровня обслуживания.
  • Развитие онлайн торговли и сервисов доставки.
  • Постепенное расширение сети магазинов.