Опубликовано

Новогодний шопинг украинцев — исследование «Делойт»

Уже второй год продолжается полномасштабное вторжение россии в Украину и во второй раз период рождественско-новогоднего шопинга будет происходить во время войны. Несмотря на это, большая часть украинцев (59%) не планирует отказываться от праздничных покупок, но этот показатель несколько меньше, чем сравнить с прошлым годом (61%).

«Длительное время «Делойт» исследует потребительское поведение во время рождественского и новогоднего шопинга на рынке США. Результаты этого исследования демонстрируют актуальные мировые тренды, однако частично могут быть адаптированы к украинским реалиям, особенно сейчас, когда страна охвачена войной. Именно поэтому с началом полномасштабного вторжения мы положили начало локальному исследованию, чтобы предоставить украинскому бизнесу реалистичную картинку потребительской активности в рождественско-новогодний период в Украине и иметь возможность отслеживать ее в динамике» , – отмечает Александр Ямпольский, директор, руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой «Делойт» в Украине.

Каким будет рождественско-новогодний шоппинг украинцев в 2023 году?

  • Планы на праздничные покупки. В этом году украинцы не будут медлить с подготовкой к праздникам. Большинство опрошенных (64%) намерены начать шоппинг в период с 1 по 24 декабря. Для сравнения – в прошлом году украинцы преимущественно откладывали покупки на вторую половину декабря. Что касается бюджета, то для 56% украинцев он составит от 1000 до 5000 гривен. В 2022 году такую же сумму готовы были потратить 49% респондентов.
  • Отказ от старых привычек. Из-за перехода Украины на новый календарь большая часть украинцев (около 45%) будет праздновать Рождество 25 декабря и только 17% — 7 января. Есть и планирующие праздновать дважды – их 32%.
  • Новый год побеждает. 49% украинцев потратят больше средств на празднование Нового года по сравнению с Рождеством. Больше средств на празднование Нового года планируют потратить респонденты в восточных областях Украины, в то время как на празднование Рождества – в западных областях.
  • Фокус на самом необходимом. Самыми популярными категориями товаров все еще остаются продукты питания, одежда и обувь, предметы домашнего обихода и алкогольные напитки.
  • Офлайн продолжает преобладать. Несмотря на войну, основным местом для рождественского и новогоднего шопинга будут оставаться супермаркеты и крупные торговые центры. Среди онлайн-покупателей 92% предпочтут смартфон для осуществления шопинга, что значительно больше, чем год назад (66%).
  • Украинцы продолжают донатить и поддерживать ВСУ. 68% респондентов (в прошлом году – 61%) планируют направить часть своего рождественского и новогоднего бюджета на благотворительность. 86% из них направят помощь защитникам на передовой. 66% украинцев предпочтут продавцам, которые поддерживают ВСУ и пострадавших от войны гражданских, переводя на помощь часть средств с каждой покупки.
  • Бойкот продавцов, не вышедших с рынка России, продолжается. 63% покупателей принципиально не покупают товары у продавцов/производителей, не покинувших рынок страны-агрессорки, а еще 22% не знают, как проверить, оставил ли продавец/производитель товара рынок России.
  • Сбережения в обмен на ожидания. В этом году украинцы готовы отложить покупку «здесь и сейчас» и ждать доставку товаров по более низкой цене из-за границы, если она будет: дешевой или бесплатной – 37%, быстрой – 17%, если сайт для заказа товара будет удобным – 12%. Год назад отечественные покупатели не готовы были ожидать товар из другой страны, даже если он был дешевле на 20%.

«Интересным и вдохновляющим наблюдением для нас стало то, что молодое поколение украинцев (18–27 лет), несмотря на войну и всю непредсказуемость, которую она обуславливает, больше всего среди других возрастов готовы тратить средства на обустройство своего быта, покупая мебель, посуду, декор и тому подобное», – отмечает Александр Ямпольский.

«Исследование этого года показало, что, несмотря ни на что, украинцы устойчиво держатся – продолжают осуществлять шоппинг, донатить на ВСУ, обустраивать быт, а в их жизнь возвращается планирование. Если в прошлом году мы наблюдали, что покупатели находятся в растерянном состоянии и не могут предусмотреть свой шоппинг, то сейчас они уже через месяц заранее знают, что закажут онлайн, когда начнут покупать офлайн и какой у них бюджет на покупки и благотворительность», – заключает Александр. Ямпольский.

Исследование проводилось методом онлайн-опроса по квотированной выборке, соответствующей социально-демографическому портрету населения Украины. В опросе приняли участие более 1000 респондентов из всех регионов Украины (за исключением временно оккупированных территорий и АР Крым), а также находящиеся за рубежом украинцы.