Опубликовано

Мы научились жить в войне: в EVA подвели итоги развития сети в 2023 году

Несмотря на сложности военного периода, EVA за прошлый год открыла новые магазины, развивала сервисы, собственные торговые марки и вернулась в масштабные проекты в области логистики.

В то время как в 2022-м усилия компании были направлены больше на сохранение бизнеса, 2023-й стал для нее годом развития. Таким видением поделилась исполнительный директор ООО «РУШ» (магазины EVA и интернет-магазин EVA.UA) Ольга Шевченко.

«Мы увеличили товарооборот по магазинам LFL на 40% по сравнению с 2022-м. По итогам года есть примерно столько же покупателей, как в довоенном 2021-м, и в транзакциях по сравнению с ним потеряли 6,5%. Эти результаты дались нам очень непросто. Но вместе со всей страной мы приобрели тяжелый опыт — научились жить в войне и даже в таких условиях по возможности двигаться вперед. В декабре сеть подтвердила звание «Ритейлер года в drogerie» от Ассоциации ритейлеров Украины. Более 30 млн грн при содействии компании и ее клиентов были направлены на социальные и благотворительные проекты», — добавила СЕО EVA.

Расширение сети

В 2023 году компания открыла 59 новых торговых точек преимущественно в дизайне «Женская энергия», представленном в конце прошлого года. На 31 декабря сеть насчитывала 1061 работающий магазин. Из них 50 — «Женская энергия». В сентябре компания презентовала «Центр здоровья кожи»

с ассортиментом дерматокосметики от ведущих мировых брендов в формате shop-in-shop. К концу года две такие точки работали в Днепре и Киеве. В декабре компания произвела тестовый запуск магазина формата EVA Beauty в киевском ТЦ Respublika Park.

В 2024 году компания планирует открыть еще около 60 магазинов. Планируемые инвестиции в это направление составляют около 200 млн грн.

Дополнительные сервисы в магазинах

В 2023 году EVA провела ребрендинг и доработку сервиса ModiFace, получившего название VISUAL by EVA. Это планшет дополненной реальности в магазине, позволяющий виртуально примерить перед покупкой тени, тональные основания или помады. С прошлого года к списку брендов, которые можно протестировать таким образом, добавилась собственная торговая марка Patricia Ledo (продукция которой составила 27% всех тестирований). В ближайшее время планируется добавить сюда еще одного лидера в категории декоративной косметики — СТМ GlamBee. Общее количество сеансов VISUAL by EVA в 2023 году составило 145 277, более 600 в день. Активнее всего пользовались услугой в Киеве, Виннице и Днепре, а чаще всего примеряли помады и тональные основы.

Кроме того, в сети продолжают совершенствовать сервисы тестирования кожи и волос для индивидуального подбора ухода. Для этого компания закупает и устанавливает в магазины более современное оборудование.

По состоянию на конец 2023 г. 1053 магазина сети предоставляют клиентам доступ к Wi-Fi. Услугой уже воспользовалось более 92 тыс. раз.

Для предупреждения очередей в наиболее посещаемых магазинах EVA, компания первой в сегменте drogerie начала устанавливать кассы самообслуживания. Всего их уже запущено около 100 и примерно такое же количество планируется прибавить в течение 2024 года.

Собственные торговые марки

В 2023 году EVA запустила 6 новых СТМ. Таким образом, портфель private label компании насчитывает 58 марок. Это более 5000 SKU почти во всех категориях представленных в ассортименте сети. В 2024 году среди товаров ВТМ появились, в частности, бьюти-гаджеты, профессиональные гель-лаки и аромадифузоры.

Всего за год было продано около 110 млн. единиц товаров private label. Доля СТМ в общих продажах компании составляет 33,9% в натуральном измерении, 22,8% — в денежном.

Товары СТМ снова получили международные награды. На конкурсе дизайна упаковки собственных торговых марок Vertex Awards серебряную награду в категории BEAUTY получила парфюмерная вода-унисекс Fabien Marche Alchimiste An02. Очищающие шарики для лица ABOUT face Anti-Pollution и крем-спрей для волос 15 в 1 ABOUT hair Кератиновое разглажение отмечено наградами международной выставки-конкурса Private Label Manufactures Association 2023 International Salute to Excellence Awards.

Логистика

Для повышения эффективности EVA инвестирует значительные средства в развитие логистики — развитие и модернизацию складских мощностей. Во Львове рядом с действующим составом ведется строительство новой очереди на 9000 кв. м под e-commerce. Площадь действующих складов в Броварах и Львове увеличивается путем внедрения мезонинов. В сентябре запущен хаб e-com в Днепре.

«Мы максимально упрощаем и автоматизируем складские процессы, что ускоряет прохождение заказов по логистической цепи», — отмечает Ольга Шевченко. Этому способствует собственная система отбора. Кроме того, на складах офлайн-сети была введена система Put to light, которая позволяет не использовать терминалы сбора данных, ускорить адаптацию новых работников и повысить производительность. В 2024 году систему планируется частично внедрить на складах e-com. Также в планах EVA — автоматизировать системы хранения: внедрять AGV (Automated Guided Vehicle) и AS/RS (Automated Storage and Retrieval Systems).

В 2023 году после паузы восстановлен проект построения логистического хаба в Одессе. Ведутся закупки необходимых материалов и конструкций, а также другие подготовительные работы. Площадь первой очереди одесского хаба должна составить 20 тыс. кв. м. Строительные работы будут продолжаться в 2025-2026 гг.

Предварительно сумма инвестиций в логистическую инфраструктуру в 2024 году может составить до 1,3 млрд. грн.