Опубликовано

Средний чек один из самых высоких на рынке: почему маркетплейс MAUDAU стал одним из лидеров украинского e-commerce?

Когда e-commerce в Украине вступает в фазу сложного роста, маркетплейс MAUDAU демонстрирует устойчивость и наращивает темпы развития, ориентируясь на потребности постоянных клиентов и инновационные решения. В этом интервью Ольга Румянцева CMO MAUDAU рассказала, почему постоянные гости увеличивают частоту покупок, как реализуется главная ценность маркетплейса, а также раскрыла важные аспекты работы с мерчантами, логистики, использования новейших технологий и программу лояльности WOW Club.

Как MAUDAU добивается высоких результатов? Почему их средний чек один из самых высоких на рынке? И что ждет этот маркетплейс в ближайшие годы, учитывая глобальные тренды в e-commerce? Об этом читайте в материале All Retail.

Добрый день, Ольга. Начнём с верхушки. Почему MAUDAU, почему именно такой нейминг?

Прежде всего, стоит сказать, что MAUDAU — украинский онлайн-маркетплейс в составе Fozzy Group. Внутри группы давно существует культура ярких, смелых и легко узнаваемых названий, вызывающих эмоцию и быстро входящих в ежедневный язык гостей. И MAUDAU органически продолжает эту традицию.

Для многих MAUDAU ассоциируется с ключевыми метриками продукта:

  • MAU — monthly active users,
  • DAU — daily active users.

Но это очень простая ассоциация.

На самом деле MAUDAU — это небольшой ежедневный обряд. Сначала ты заказываешь на MAUDAU — снимаешь с себя одно рутинное дело благодаря сервису, а затем «делаешь MAUDAU» — увольняешь время и внимание на то, что делать в кайф.

Каждый по-своему делает MAUDAU: от чтения книг до созерцания узоров на ковре. Кому-то оно может показаться странным со стороны, но это нормально. Важно, что именно тебе это доставляет удовольствие, возвращает драйв и придает качеству жизни.

В этом смысле название MAUDAU — и мететический крючок, и продуктовое обещание, и ежедневное напоминание жить в удовольствие.

Как вы чувствуете, в какой сейчас фазе рынок e-commerce? Он восстанавливается или наоборот?

В общем, e-commerce продолжает расти, хотя темпы уже не такие, как во время COVID. Взрывной скачок истек, но рост есть: больше покупателей, больше транзакций, особенно с мобильных устройств. Ключевые драйверы еще набирают вес и еще не добились пика: мобильная коммерция, персонализация, омниканальность, быстрые и удобные доставки, развитие платежных сервисов, модели «за подпиской».

В Украине, по регулярным отчетам, в частности Promodo, в разных категориях доход в канале e-commerce растет с разной динамикой, а вот количество гостей имеет тенденцию к плато или даже уменьшается. Так что сейчас рынок в фазе сложного роста: уже нет «рост за счет чего-либо», когда любое действие давало вау-эффект.

Что я вижу на примере MAUDAU и в отчетах за первое полугодие у разных компаний, публикующих в инфопространстве отчеты: e-commerce растет, и один из драйверов — постепенный переход гостей из офлайна в онлайн. Второй драйвер — развитие постоянного гостя.

Мы тоже продолжаем развиваться, и в большинстве своем за счет постоянных гостей, которые наращивают частоту покупок, расширяют корзину большим количеством категорий и возвращаются из оттока.

Как вы бы описали маркетинговую стратегию MAUDAU? В чем ваше главное отличие среди украинских маркетплейсов?

MAUDAU — маркетплейс повседневных штук. В этих «повседневных штуках» все, в чем может возникнуть потребность: от продуктов и корма для животных до тренажера и БАДов. Наша главная ценность для гостя — регулярная комплексная покупка, которая освобождает время от рутины и позволяет закрыть ежедневные потребности в одном месте.

Мы строим коммуникацию вокруг удобства, экономии времени и простоты жизни, чтобы гости тратили меньше на рутину и больше на себя и важные моменты. Наше практическое отличие — заказ обычно поступает одной посылкой или за один визит курьера. Не надо ждать десять курьеров из десяти маркетов. Все можно заказать в одном месте и получить так же.

MAUDAU также предлагает удобство в мелочах: повторение заказа, подсказки, которые добавить в корзину, чтобы достичь порога бесплатной доставки, акцентирование акций в корзине, общая корзина для нескольких гостей. Это, возможно, незаметно с первого взгляда, но гости это испытывают при покупке.

Как вы определяете свою рыночную долю в этом сегменте? Проводятся ли исследования?

Единого регулярного отраслевого рейтинга нет. Из относительно свежего: в 2024 году Forbes составлял рейтинг e-commerce компаний, и в категории «Товары» MAUDAU был на 11 месте. Мы внимательно смотрим на ежемесячные отчеты Nielsen, но там активно представлены игроки с категорией фреш. Поскольку мы фреш не продаем, наша часть в этих срезах выглядит нечетко. Поэтому также опираемся на категорийные отчеты и оцениваем позицию по каждой категории отдельно.

Какая посещаемость вашего сайта?

Ежемесячно есть трафик более 4 млн.

Можете ли вы определить профиль постоянного клиента MAUDAU?

Если говорить о типичном портрете нашего гостя MAUDAU, то это — украинская семья, у которой есть дети и часто домашний любимец. Они — настоящие онлайн-покупатели «81-го уровня»: прекрасно ориентируются, как лучше найти выгодное предложение в интернете, умеют пользоваться скидками и промокодами, часто знают расписание промоакций и подстраивают свои покупки под них или сознательно ориентируются на промо, чтобы получить наилучшие условия.

Все чаще наши гости делают комплексные закупки онлайн — собирают корзины, в которых много разных категорий. Именно таких семейных и «прокачанных» в онлайн-шоппинге гостей мы чаще всего видим в MAUDAU.

Какие ресурсы вы используете для колл-центра: аутсорсинг или свой штат? Сколько заказов обрабатывается в день? Как быстро производится доставка?

Прежде всего хочу отметить, что у нас это «Служба Заботы о Госте». По сути, у нас есть собственный колл-центр. Аутсорс подключаем по необходимости. Часть ежедневных заказов обрабатывается автономно без привлечения службы заботы, а 10% с привлечением операторов.

В нашем базовом обещании сборка и отгрузка заказа происходит, как правило, в течение суток. Если заказ оформлен до 12:00 — отгружаем в тот же день для доставки почтовым оператором; после 12:00 — на следующий день. После отгрузки доставка занимает 1–3 дня в зависимости от региона и оператора. Собственная курьерская служба доставляется на следующий день после сборки.

Сколько SKU сейчас в предложении MAUDAU? Что для вас ключевое — маржинальность, потенциал категории или запрос потребителя?

Более 200 000 SKU. Мы — гостецентрический бизнес, поэтому ключевым является запрос гостей. Постоянно «держим руку на пульсе»: что хотят покупать, как изменяются потребности, какие сценарии потребления появляются, какие категории ускоряются.

Далее включается набор оптимальных фильтров: потенциал, маржинальность, рыночная заполненность и наличие предложений. Логика проста: сначала фиксируем спрос, а уже потом пропускаем категории из-за рациональных критериев.

Если локальный бренд или небольшой украинский производитель хочет продавать на MAUDAU, с чего начать? Какие основные требования к продавцам и что посоветуете тем, кто только планирует выход?

Мы очень придирчиво подходим к отбору продавцов. Анализируем обратную связь гостей по качеству товаров и сервиса — и в открытых источниках, и вне. На этапе договоренностей важно убедиться в том, что стандарты и ценности совпадают с ценностями MAUDAU.

Сейчас команда сосредоточена на развитии четырех ключевых категорий:

  • автотовары и инструменты;
  • сантехника и ремонт;
  • хобби, спорт, увлечения;
  • электроника.

Это не означает ограничений для других. Просто фокус здесь, чтобы не рассеиваться и качественно наполнять категории. Эти направления логически интегрируются в уже имеющийся ассортимент и помогают формировать полный спектр для комплексной покупки.

Если говорить о пути мерчанта на MAUDAU, то он выглядит так:

1. Отбор (качество, сервис, соответствие стандартам).

2. Адаптация ассортимента (категорическое дерево и навигация).

3. Автоматизация действий (интегрированные решения для рутинных операций).

4. Продвижение (с первого дня анализируем наилучший способ подачи товаров гостям).

Можете ли Вы озвучить средний чек на MAUDAU?

Конкретный размер пока не разглашаем, но могу сказать, что средний чек — один из самых высоких на рынке FMCG-ритейла.

К сожалению, в 2025 году средний чек по сравнению с 2024 годом почти неизменен. Но растет частота покупок гостя.

Какие категории товаров из вашего портфеля демонстрируют самую высокую динамику роста в последние годы?

Здесь я выделю продукты питания, азиатские товары в разных категориях и зоотовары.

Если говорить об импорте — какие страны входят в ТОП-5 ваших поставщиков?

Польша, Италия, Франция, Испания и Литва. Но этим перечень не ограничивается. Среди партнеров также представители всех стран ЕС, Южная Корея и США.

Соцсети — главный локомотив узнаваемости и продаж в вашем сегменте? Какие еще каналы работают?

Мы работаем с широким спектром каналов. Постоянно экспериментируем и ищем новые точки контакта. В то же время, сохраняем «рабочие» охватывающие каналы — YouTube и соцсети. В этом году зашли с коммуникацией в стримы на Twitch и стали партнером трансляции чемпионата по Dota 2 в сентябре. Так тестируем новые форматы взаимодействия и каналы.

Вы запустили программу лояльности WOW Club. Какие результаты вы видите? Готовы ли клиенты платить за участие? Что для них главная ценность? Какой процент уже присоединился?

Старт был поразителен, и дальше имеем динамичный рост. Мы еженедельно отслеживаем показатели и видим стабильное пополнение участников. Это результат работы команды лояльности: подсветка предпочтений, активность и уникальные предложения.

По обратной связи участников самое ценное — бесплатные доставки. В то же время повышенный кэшбек на любимые категории — это тоже сильный драйвер, особенно когда попадаем действительно в любимые для гостя товары.

Платным клуб делать не планируем. Наша цель — вознаграждать лояльность. Сегодня WOW Club охватывает уже четверть активных гостей и формирует около 50% товарооборота. Учитывая, что программе всего полгода, это очень заметный результат. Так что продолжаем ее развивать.

Используете ли вы AI в работе MAUDAU? Как именно?

Очень активно. В дизайне и визуальном контенте это более 80% изображений на сайте и в коммуникациях. Баннеры, визуалы кампаний генерируются с помощью искусственного интеллекта, а затем дорабатываются дизайнерами.

Отдельное направление — текстовые описания для большого количества товаров при заведении позиций: контент-менеджеры используют ИИ для первичного редактирования.

Третья сфера — автоматизация: массовая обработка изображений, рутинная работа с большими массивами файлов и таблицами.

Какие глобальные или локальные маркетинговые тренды наиболее релевантны для e-commerce в Украине в 2025–2026 годах?

Если взять глобальные тренды и адаптировать их к Украине, отмечу:

1. Персонализация & AI инструменты. Украинский e-commerce (через CDP, рекомендательные системы, анализ поведения) уже активно использует AI-рекомендации — это повышает конверсию и средний чек. Направление будет только усиливаться.

2. Social Commerce + UGC. Продажи через Instagram, TikTok; контент, созданный пользователями; инфлюэнсеры; шопабельный контент. Мы думаем, как реализовать продажи через лайв-стрим — это очень перспективно.

3. Mobile-first. Подавляющая часть покупок — со смартфонов, поэтому сайты/приложения должны быть максимально оптимизированы.

4. Subscribe-модели. Подписки на товары, корзины, периодические поставки — это прогнозируемые доходы и удержание клиентов. Число таких сервисов в Украине будет увеличиваться.

5. Локальная чувствительность к цене. Она растет. Люди сравнивают, ждут скидок. Акцент — на эффективном шопинге: «хорошая цена + удобная покупка + быстрая доставка».

6. Логистика и сервис. Быстрая доставка, удобный самовывоз, понятные возвращения — это база, делающая опыт стабильным и доверенным.

AR/VR и метавселенная интересны, но пока это не об украинском e-comerce в массовом измерении.

И еще одно — метрики лояльности NPS, CSI, Retention Rate, Repeat Purchase Rate должны быть постоянно «на пульсе».

Какие цели ставит перед собой компания на ближайшие 3-5 лет?

Если кратко и без цифр: расти во всем — в объемах, доле рынка, ассортименте, количестве гостей и мерчантов, в широте гостевой корзины, сервисе и скорости, внедрении инноваций.

MAUDAU делает ставку на простоту и комплексность: одна корзина, одна доставка, много мелких сервисных облегчений и системная работа с лояльностью. На рынке «сложного роста» именно такая дисциплина — от логистики до AI-инструментов — и дает ощутимый эффект: более частые возвращения гостей, более широкие корзины и рост среднего чека.