Опубликовано

Мобилизация и ее вызовы для торговых сетей

Война безвозвратно меняет социальные, экономические и политические процессы. Один из ключевых сегментов, тоже ощущающий последствия — сектор розничной торговли. Мобилизация работников во время войны оказывает значительное влияние на операции торговых сетей. Перед ними стоят принципиальные вопросы: как обеспечить бесперебойную работу магазинов в период войны? Как адаптировать бизнес-процессы к вызовам мобилизации и обеспечить стабильность персонала? В этом материале рассмотрим, какая именно мобилизация во время войны влияет на работу торговых операторов, какие вызовы она ставит перед ними и какие стратегии помогают ритейлерам обеспечивать стабильную работу.

Дефицит рабочей силы

Более 90% людей в украинской армии — мужчины. И, как правило, в логистических центрах, водителями, грузчиками и охранниками работают именно мужчины. В связи с мобилизацией у ритейлеров возникают проблемы с закрытием таких вакансий. Однако дефицит кадров происходит не только из-за мобилизации, но и из-за миграции людей. Особенно в областях, приближенных к зоне активных боевых действий. В сети «Файно Маркет» рассказывают, что в компании 90% работников — это женщины, поэтому особенно в первые месяцы войны увольнения увеличивались из-за миграции. «Женщины вместе с детьми выезжали за границу. Отток персонала из городов и областей был очень чувственным, поэтому это повлияло на закрытие вакансий», — говорят в департаменте управления персоналом «Файно маркет».

Другой проблемой трудоустройства во время войны стала официальность процедуры. В компании «МЕТРО Кэш Энд Керри Украина» рассказывают, что кандидаты отказываются от официального трудоустройства. Таким образом, потенциальные работники боятся попадать в отчеты, которые компания представляет в ТЦК ( территориальный центр комплектования и социальной поддержки — All Retail ) и отказываются предоставлять работодателю военные билеты или приписные свидетельства. Согласно украинскому законодательству, работодатель не может нанимать людей без этих документов, поэтому часть кандидатов отсеивается еще на этапе собеседования.

Адаптация к мобилизации

Как показывает практика, ритейлеры стремятся сохранить рабочие места своих работников. Чтобы обеспечить бесперебойную работу торговых сетей, каждая компания имеет свою тактику адаптации: релокация, джампинг, военное бронирование, обучение и т.д.

С начала полномасштабного вторжения в Украину не работают два ТЦ METRO: в Мариуполе и Харькове. Всем сотрудникам закрытых ТЦ компания «METRO Украина» предложила места в любом другом магазине сети на аналогичной или родственной должности — и 46% согласились на релокацию. Компания оплатила работникам и их семьям расходы по переезду и обеспечила жильем на два года вперед. Другие сотрудники, не согласившиеся на переезд, в течение определенного периода оставались в штате компании с сохранением заработной платы. Однако постепенно они нашли другие места жительства или другую работу.

Почти 200 работников «METRO Украина» присоединились к рядам ВСУ, что составляет 20% всех военнообязанных сотрудников компании. В таких условиях ритейлер прибег к тактике джампинга, которую адаптировал еще во времена коронавируса. Job jumping «METRO Украина» практикует чаще всего в ТЦ.

С начала войны в компании «Вересень плюс» (сеть «Файно маркет») было мобилизовано 78 работников. Сейчас текучесть персонала достаточно низкого уровня, в компанию возвращаются сотрудники, выехавшие в начале войны. Однако логистический центр, «сердце» сети, на 100% состоит из мужчин, которых, к сожалению, нельзя заменить женщинами. Следовательно, у ритейлера появились волнения, чтобы не остаться без работников. В связи с этим компания обратилась в Кировоградскую военную администрацию с письмом-ходатайством об определении предприятия критически важным для функционирования экономики области. Такое решение позволило забронировать в пределах установленных норм необходимое количество работников в период мобилизации и военного положения.

Подобную тактику использует и METRO Украина для бронирования своих сотрудников на критических должностях.

Волны мобилизации создают необходимость быстрого обучения и организации эффективного онбординга для работников. С началом полномасштабного вторжения компания Volwest Group (сети «Наш Край» и SPAR) полностью пересмотрела свой подход к работе с персоналом. Было разработано руководство «Работа с персоналом в военное время», где прописано, как действовать в разных ситуациях руководителям структурных подразделений. Некоторое время офис компании работал в дистанционном режиме, что позволило разработать формат обучения для новых работников в формате онлайн (адаптировали программы обучения под новые требования, сделали возможным сдачу онлайн-аттестаций, записали немало обучающих роликов и т.п.). К тому же компания обучает работников не только собственных магазинов, но и партнеров-франчайзи. «Также в стратегических планах компании — разработка программы по привлечению молодежи, в частности студентов», — говорит Ольга Семенюта, руководитель департамента развития персонала сети супермаркетов «Наш Край» и SPAR.

Содействие и поддержка пришедших с фронта работников имеет большое значение для сохранения кадров и обеспечения их реинтеграции в рабочую среду. Подобная поддержка может стать одним из ключевых факторов поддержания морального духа и мотивации работников. Поэтому в сети VARUS была создана программа переобучения и социализации ветеранов, инициированная инспекцией по труду и занятости населения. Она позволяет ветеранам проходить разные курсы, которые дают шанс переквалифицироваться и получить возможность трудоустройства на новые должности. Недавно были проведены трехмесячные курсы по специальности «Системный администратор», после которых ветераны смогут трудоустроиться в сети VARUS. Также компания создала горячую линию психологической помощи, куда при необходимости может обратиться каждый работник и получить консультацию.

Увольнение или поддержка?

С 24 марта 2022 года вступил в силу Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения». Он значительно расширяет права работодателя в трудовых отношениях на период действия военного положения, при этом существенно ограничивая трудовые права и гарантии работников. Однако согласно статье 119 Кодекса законов о труде и Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оптимизации трудовых отношений от 19 июля 2022 года», за призванными на военную службу работниками сохраняются место работы, должность и средний заработок.

Соблюдают ли украинские ритейлеры законодательства?

Каждый из опрошенных ритейлеров отметил социальную ответственность и соблюдение законодательных требований. Более того, ритейлер «Файно маркет» один из первых среди других сетей в регионе повысил заработные платы сотрудников. В «METRO Украина» также не увольняют тех, кто принял участие в защите Украины добровольно и не имеет возможности работать сейчас. Независимо от должности до момента демобилизации компания сохраняет рабочее место и заработную плату в виде ежемесячной материальной помощи.

Сегодня количество сотрудников сети VARUS достигает почти 7000 человек. В добровольческих формированиях территориальных общин — 3 человека. Мобилизировано в ВСУ — 217 человек. Компания поддерживает и обеспечивает своих мобилизованных работников всем необходимым на регулярной основе, покупая амуницию и проводя дополнительное собрание в социальных сетях. Если собранных средств для закрытия сбора не хватает, VARUS закрывает остаток самостоятельно. Также оказывается социальная поддержка сотрудникам, пострадавшим в результате войны.

Мобилизация во время войны оказывает значительное влияние на торговые сети, требуя адаптации, стратегического планирования и поддержки персонала. Недостаточное количество рабочей силы из-за мобилизации может привести к перегрузке людей и снижению качества обслуживания клиентов. При мобилизации возникают изменения в спросе и потребительском поведении, что предполагает гибкость в деятельности. Логистические вызовы также требуют внимания, поскольку ограничения на путях сообщения и отсутствие водителей и грузчиков влияют на поставку товаров.

Однако изменения в компаниях, связанные с мобилизацией, становятся двигателями пересмотра бизнес-процессов, усиления внутреннего сотрудничества, а также поиска новых резервов для обеспечения устойчивости бизнеса.