All Retail
Опубликовано

Розничная торговля в Центрально-Восточной Европе: основные тренды

Центрально-Восточная Европа с каждым годом становится все более важным регионом для международных торговых операторов. Хотя покупательская способность жителей этого региона еще во многом уступает возможностям наиболее развитых стран, все же он генерирует значительную часть доходов таких глобальных ритейлеров, как Metro или Tesco.

Западные торговые сети начали интенсивную экспансию в страны Центрально-Восточной Европы во второй половине 90-хх гг. Самой активной их них оказалась Metro. По данным доклада PMR «Стратегии розничных сетей в Центрально-Восточной Европе», более 28% от суммарного товарооборота немецкой компании (сети гипермаркетов Real и центров оптовой торговли Makro/Metro Cash & Carry) приходится именно на данный регион. У бельгийской компании Louis Delhaize (сеть гипермаркетов Cora, супермаркетов Match и дискаунтеров Profi), а также у французского ритейлера Auchan данный показатель составляет по 13%, у британского Tesco – 10,5%.

Транснациональные ритейлеры монополизировали розничные рынки в Польше, Чехии, Румынии и Словакии – в этих странах первые 4-5 мест среди крупнейших торговых операторов занимают именно международные компании. 

Немного отличается ситуация в Венгрии, где местное сообщество мелких розничников CBA занимает второе место по показателю товарооборота. Более того, эта компания развивает свою деятельность за пределами Венгрии, налаживая сотрудничество с подобными организациями в Болгарии, Румынии, Словакии и Польше (например, в Польше CBA сотрудничает в сетью Nasz Sklep).

Но не во всех странах региона эволюция розничного рынка протекала идентично. В Россию международные сети вошли с некоторым опозданием (по сравнению с названными странами), дав при этом локальным компаниям время для накопления капиталов и ноу-хау, которые впоследствии позволил им эффективно конкурировать с иностранцами. Подобная картина наблюдается и в Украине, куда западный капитал пришел еще позже. В обоих случаях лидером рынка розничной торговли остается сегодня местный оператор: в России – «Магнит» и X5 Retail Group, в Украине – Fozzy Group. Причины столь небольшого влияния иностранных операторов в России и Украине – коррупция в высших эшелонах власти и непрозрачность земельного рынка.

Совсем другие причины послужили тому, что западные сети занимают небольшие доли в странах Балтии. Небольшие размеры и количество населения в этих странах стали главными факторами небольшого влияния иностранцев здесь.

Доля стран Центрально-Восточной Европы в суммарных товарооборотах международных торговых операторов, % *

Metro Group 28,3 Louis Delhaize 13,5 Auchan 13,2 Tesco 10,5 REWE Group 9,9 Schwarz Group 9,8 Ahold & ICA 9,3 SPAR 8,3 Carrefour 2,3 Les Mousquetaires 2,2

Источник: PMR «Стратегии розничных сетей в Центрально-Восточной Европе»

* к странам Центрально-Восточной Европы относятся Польша ,Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина и Россия.

Крупнейшие розничные операторы в Центрально-Восточной Европе

Страна Оператор Сети Товарооборот 2008  (млн евро)* Чехия Schwarz Group Lidl, Kaufland 1820 Венгрия Tesco Tesco, Tesco Express, S-Marketek 2430 Польша Metro Group Real, Makro Cash and Carry 3135 Словакия Tesco Tesco 1183  Болгария  Metro Group  Metro Cash and Carry  387  Румыния  Metro Group  Real, Metro Cash and Carry  1950  Эстония  Rimi (Ahold/ICA)  Rimi, Rimi Hypermarket  364  Латвия  Grupa Maxima  Maxima X, XX, XXX, Hyper Maxima  584

 

Источник: PMR «Стратегии розничных сетей в Центрально-Восточной Европе»

Источник: www.allretail.com.ua

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или