All Retail
Опубликовано

Перспективы роста канала современной торговли. Количественная оценка.

Привлекательность украинского рынка розничной торговли вызывает спорные оценки специалистов. Задавшись вопросом о возможности выхода на украинский рынок иностранных операторов, портал Allretail.com.ua провел опрос среди экспертов отрасли. Их мнение сводится к тому, что в данный момент Украина не представляет серьезного интереса для иностранцев. Кроме этого, наша страна переместилась с 5 на 17 позицию в рейтинге Global Retail Development Index 2008 года, публикуемом компанией A.T. Kearney. И принимая во внимание сложившуюся на сегодняшний день политическую ситуацию, а также снижающийся розничный товарооборот, можно предположить, что результаты 2009 года будут еще более пессимистичными.

Однако означает ли это, что украинский рынок розничной торговли действительно стал непривлекательным и не имеет перспектив роста? Местные операторы и аналитики с таким мнением не согласны. Например, в GT Partners Ukraine уверены в том, что украинский ритейл еще недостаточно насыщен, и предрекают ему значительный рост. В то же время вопрос относительно количественных характеристик роста остается открытым. Сколько же должно быть торговых точек современного формата, чтобы удовлетворить украинского потребителя? В этой статье мы рассмотрим супер- и гипермаркеты.

Для ответа на этот вопрос обратимся к опыту стран Центральной и Восточной Европы. Они, как и Украина, относительно недавно начали движение от преимущественно плановой экономики к рыночной. Соответственно, сравнительный анализ в данном случае будет вполне уместен. Опираясь на данные этих стран, можно построить модель, которая позволит ответить на вопрос об ожидаемом количестве торговых точек в нашей стране.

Для формирования модели можно выбрать следующие показатели (см. таблицу):
• население страны как характеристику объема рынка;
• площадь страны как ограничивающий фактор;
• валовый внутренний продукт как показатель уровня экономического развития.

Перечисленные выше факторы имеют очень высокий коэффициент корреляции с количеством точек современного формата – 0.98, 0.95 и 0.98 соответственно. Это означает, что зависимая переменная (в данном случае - количество супер- и гипермаркетов) может быть с высокой вероятностью предсказана на основании независимых переменных (количества населения, площади страны и ВВП).

Основные характеристики стран Центральной и Восточной Европы

Страна Количество супер- и гипермаркетов Население, млн. чел. Площадь страны, тыс. км2 ВВП, млрд. $, 2008 год Количество точек на 10000 чел Количество точек на 1000 км. кв. Босния и Герцеговина 283 4.4 51.1 18.47 0.65 5.5 Болгария 670 7.7 110.9 49.90 0.87 6.0 Хорватия 820 4.4 56.5 69.36 1.85 14.5  Чехия 1 379  10.3   78.9 216.35  1.34  17.5   Венгрия  1 104 10.3  93.0  155.93  1.07  11.9   Польша  3 816 38.1  312.7  527.87  1.00  12.2   Сербия  547  7.4 88.4  50.06  0.74   6.2  Словакия  578  5.4  48.8  95.40  1.07  11.8  Словения  139  2.0  20.3  54.64  0.68  6.9  Украина  2 250  46.0  603.7  179.60  0.49  3.7

Источник: MEMRB, UN, IMF, Государственный комитет статистики Украины.

Опираясь на данные, приведенные в таблице, можно сделать предварительный вывод о том, что Украина отстает от своих соседей по количеству торговых точек современного формата. Если, например, в Хорватии на 10000 жителей приходится 1.85 супермаркетов, а в Чехии – 1.34, то в Украине всего 0.49. Аналогичная картина получается и при анализе количества точек на единицу площади. В Чехии на 1000 км2 расположено в среднем 17.5 супермаркетов и гипермаркетов, в Украине - только 3.7.

Для расчетов ожидаемого количества торговых точек в Украине можно воспользоваться множественной регрессией. Это статистический метод, который позволяет построить соответствующее уравнение, определив связь между независимыми и зависимой переменными. Далее, подставляя в уравнение данные, характеризующие нашу страну, можно получить оценку ожидаемого количества точек современного формата.

Результаты расчетов* показывают, что при таком соотношении количества населения, площади страны и валового внутреннего продукта в Украине должно быть 3805 супер- и гипермаркетов. Результат является статистически значимым.

Как видно из таблицы, в Украине торговых точек современного формата значительно меньше. Это дает основания сделать вывод о том, что украинский ритейл действительно имеет существенный потенциал.

Факт наличия запаса роста количества супер- и гипермаркетов может быть сигналом компаниям, которые, с одной стороны, имеют ресурсы, а с другой - намерение работать на украинском рынке розничной торговли. А его размер является одним из элементов исходных данных для стратегического планирования развития компании.

Использованные материалы:
1. Данные переписи торговых точек компании MEMRB.
2. www.allretail.com.ua
3. www.imf.org
4. www.ukrstat.gov.ua
5. www.un.org

6. www.atkearney.com

* Математические детали в данной статье опущены. Все желающие получить расчеты могут обратиться к автору по электронной почте - Obukhov@memrb.com.ua.

Источник: www.allretail.com.ua

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или