All Retail
Опубликовано

Организация эффективной логистики для розничной сети (Часть 1)

Организация эффективной розничной сети реализации товара потребителю является основной целью ритейлера. Построение розничной сети тесно связано с обеспечением этой сети товаром: в необходимом количестве, необходимого качества, в необходимом месте и с минимальными издержками. Эти тезисы нам знакомы из книжек, конференций, семинаров и прочих источников, но, несмотря на доступность информации, большинство торговых операторов сталкиваются с типичными проблемами в решении этой важной задачи – (экономически) эффективным обеспечением товаром своих магазинов.

Построение эффективной системы логистики является  непростой задачей в принципе, а для украинских компаний эта задача сильно усложнилась последним кризисом в стране,  ввиду чего доходы от продаж значительно сократились, а клиенты (покупатели) стали более требовательны к качеству, доступности и стоимости товара.  Также в Украине  ситуацию сильно усложняет достаточно слабая развитость логистической инфраструктуры, рынка соответствующих услуг и уровень «логистического интеллекта» компаний -поставщиков товара. Таким образом, розничные сети вынуждены брать инициативу в свои руки и заниматься организацией логистики полностью своими силами либо же пытаться наладить сотрудничество с 3PL-операторами. Попробуем разобраться в особенностях организации логистики различными методами и их комбинациях.

Организация логистики обеспечения торговой сети товаром собственными силами может строиться на 2-х базовых принципах:

 - товар поставляется в магазины через распределительный центр (РЦ);
 - товар поставляется в магазин непосредственно от поставщика либо дистрибьютора (прямые поставки).

Оба варианта построения логистики могут эффективно функционировать в компании и обеспечивать магазины товаром, причем поставки через РЦ  полностью не исключают прямые поставки товара в магазин, а только могут свести их к минимуму.

Выбор между двумя этими принципами определяется исходя из особенностей обработки товара, формата торговой точки, географии торговой сети, но самым главным, наверное, является все-таки понимание – может ли менеджмент торговой сети сделать систему поставок в свои магазины эффективнее, с  точки зрения представленности товара на полках магазина, качества товара и, что немаловажно, дешевле, чем это  делают десятки-сотни поставщиков. В зависимости от объемов реализации товара и его физико-биологических свойств (срок годности, особые условия хранения и транспортировки, весовые и размерные характеристики) выбирается тот или ной метод доставки товара в магазин.

Как правило, розничные компании на начальном этапе своего развития используют прямые поставки товара в магазин, так как это не требует значительных инвестиций в организацию логистики,  но с увеличением объемов продаж и количества магазинов возникают значительные сложности при использовании данного принципа. Количество поставщиков и объемы поставок возрастают, и управление процессом приема товара на магазине становится достаточно сложным мероприятием, которое требует высокой внутренней организации и все более зависит от поставщиков в вопросах своевременности, качества  и корректности поставок.  Организация прямых поставок на магазин всегда сопрягается со следующими факторами:

1. Выполнение графика приемки товара. Выполнение графика зависит от магазина и поставщика товара. Как правило,  в одном маршруте доставки несколько клиентов и организованность каждого в значительной мере влияет на выполнение графика в целом. Практика показывает, что в 65%-75% случаях невыполнение графика происходит из-за невыполнения сроков приемки товара в точке. В остальных случаях график срывается из-за проблем на дорогах либо технических проблем с транспортом. Основные проблемы, возникающие при приемке товара, связанны с качеством товара либо качеством поставки (когда доставленный ассортимент не соответствует заявке). Прием поставок с отклонением по качеству или количеству занимает дополнительное время приемщиков в магазине, что, в конечном итоге, негативно отражается на графике приемки других поставщиков – а значит тянет за собой и дополнительные затраты на персонал, стокауты на полках магазина что приводит к  неудовлетворению потребностей покупателей.

2. Высокая техническая оснащенность зоны приемки в магазине. Для приемки товаров от поставщиков необходимы соответствующие условия: достаточная площадь зоны приемки товара, подсобные складские помещения, техника для осуществления выгрузки/погрузки, оборудованная рампа для приемки различного формата грузовиков, прилегающая территория для ожидания и маневрирования грузовиков. Наличие всех этих опций в магазине дает возможность оптимизировать время приемки поставщиков, что, в свою очередь, обеспечивает наличие товара на полках магазина и избежать штрафных санкций со стороны поставщиков за невыполнение своих обязательств.

3. Высокая ИТ-оснащенность магазина. Она предполагает использование современного оборудования (радио-терминалы считывания штрих-кодов), которое обеспечивает высокую скорость и качество приемки товара, сводя к минимуму ошибки при приемке товара: пересортица, недопоставка, излишек, «поздний» срок годности.  Также современные системы обмена данными позволяют значительно экономить время на подготовку и размещение заказов, а информированность о статусе выполнения заказа (электронное подтверждение заявки) дает возможность подготовиться магазину к приемке товара заблаговременно.

4. Высокий уровень подготовки персонала на приемке. Профессиональная подготовка персонала при приемке товара дает возможность избежать большого количества ошибок при приемке товара от поставщика. При поставке товара существует ряд особенностей приемки того или иного товара, таких как приемка весового товара, акцизного товара,  тары и т.д., и незнание этих особенностей со стороны соответствующего  персонала магазина приводит к прямым и непрямым финансовым потерям торговой сети.

5. Организация безопасности процессов при приемке. Чем сложнее и комплекснее процессы в магазине, тем больше шансов возникновения нарушений со стороны сотрудников магазина с целью собственного обогащения. Данные факты могут возникать как при приемке товара от поставщика, так и при организации процесса возврата товара и тары поставщику либо при реализации товаров, подлежащих вторичной переработке.

Как  мы видим, процесс организации приемки прямых поставок – достаточно сложный и комплексный процесс, который требует к себе высокого внимания со стороны менеджмента компании. Организация прямых поставок имеет ряд преимуществ, по сравнению с другими принципами организации доставки товара в магазины:

- Относительно низкая капиталоемкость реализации данной модели (для небольшого и среднего количества магазинов в сети и емкой географии магазинов)

- Минимальный уровень запасов в магазине (эффективно при высоком уровне сервиса от поставщиков)

Также данная модель имеет ряд недостатков:

 а) высокая зависимость от уровня логистики поставщика;
 б) ограничения, связанные с технической оснащенностью магазинов;
 в) бóльшие управленческие затраты при организации поставок в магазины;
 г) ограниченные возможности для оптимизации затрат на логистику.

Альтернативным вариантом организации доставки товара в торговую сеть является организация поставок товара через распределительный центр (РЦ).  На сегодняшний день многие розничные компании приходят к выбору именно этой модели обеспечения торговой сети товаром. Правильно организованный РЦ (или сеть РЦ) позволяет оптимизировать затраты на логистику в дистрибуционном канале от поставщика до потребителя. Основная задача этой модели заключается в том, чтобы доставить товар с минимальными издержками на транспортировку от поставщика на РЦ, и оптимальными партиями распределить товар с РЦ по магазинам. Оптимальные партии должны максимально удовлетворять потребности конкретного магазина в конкретном ассортименте на конкретный период времени (от 1-го до нескольких дней), при этом обеспечив эффективную загрузку транспорта. Таким образом, если торговая сеть из 100 магазинов работает с 10 поставщиками, то ей необходимо организовать 1000 маршрутов,  а с помощью РЦ ей необходимо организовать 110 маршрутов.

Авторы:

Дмитрий Рудюк, бизнес-консультант SLUNO
Олег Каленский, независимый бизнес-консультант

Источник: www.allretail.com.ua

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или