All Retail
Опубликовано

M&A на рынке ритейла Украины

В отличие от предыдущих лет в текущем году большинство сделок на рынке M&A-ритейла с участием иностранного капитала было совершено не в продуктовом сегменте (food retail), а в непродовольственном (non-food retail). Максим Панфилов, директор по инвестбанкингу ИК «ITT-Инвест», отмечает, что переформатирование по сделкам M&A в ретейле связано с определенным насыщением рынка. «После массы сделок в продовольственном секторе в 2009–2010 годах рынку, естественно, необходимо было обновиться и подготовиться к переходу на следующий этап. А это на фоне общего финансового кризиса может занимать продолжительное время», — комментирует он. Другая причина, по мнению Игоря Гугли, гендиректора консалтинговой компании GT Partners Ukraine, заключается в том, что food-ритейл генерирует сегодня более стабильный cash-flow (поток наличных денег), чем непродовольственный. Поэтому нынешним собственникам продуктовых сетей сложно расставаться со своим бизнесом.

Иностранцы обошлись без продмагов

Среди приобретений этого года эксперты выделяют тройку сделок, привлекшую к себе наибольшее внимание. Одному из крупнейших обувных ритейлеров в Украине и России сети «Монарх» (владеет более чем 170 магазинами) удалось реализовать планы по привлечению соинвестора. Компания «Ройал шуз» в начале 2011 года получила финансового партнера в лице крупного российского инвестиционного фонда United Capital Partners (среди инвесторов которого производитель соков в РФ «Лебедянский»). UCP через United Capital Partners Equity Fund II в результате допэмиссии приобрел 36% холдинга головной структуры холдинга «Монарх». Хотя изначально шла речь о продаже 26%-ного пакета. Александр Романишин, менеджер отдела корпоративных финансов компании «Эрнст энд Янг», считает логику покупателей вполне понятной. «Непродовольственный ретейл растет намного быстрее, особенно сегмент одежды и обуви, где покупательский поток активно переориентируется с рынков на магазины и торговые центры», — поясняет он. По подсчетам аналитиков, сумма сделки UCP с обувным ритейлером оценивается в $100–120 млн. Вырученные средства пойдут на расширение сети магазинов: в ближайшие три года количество торговых точек «Монарх» должно увеличиться — со 170 до 390–400.

В то же время крупнейшая в России сеть парфюмерно-косметических магазинов «Л`Этуаль» предпринимателя Максима Климова объявила о поглощении сразу двух парфюмерно-косметических сетей в Украине — Brocard и Bonjour, объединяющих 71 магазин. Сделки эксперты оценивают примерно в $90–130 млн., утверждая, что это недорого за такой плацдарм для российской экспансии. Действительно, в результате поглощения «Л`Этуаль» автоматически стал крупнейшим специализированным парфюмерно-косметическим ретейлером Украины с долей рынка около 60%. Кроме того, россияне также приобрели контрольный пакет одного из крупнейших дистрибьюторов — компании «Эгзагон» (ТМ Hugo Boss, Armand Basi, Banana Republic) у Nevioco Holdings Давида Тетруашвили. А корпорация A.S. Watson Group гонконгского бизнесмена Ли Канинга закончила консолидацию 100%-ного пакета акций сети магазинов парфюмерии, косметики и бытовой химии DЦ, докупив недостающий пакет (около 35%) у прежних собственников  «Аснова-Холдинг» Максима Сафонова, Анатолия Строгана, Олега Барышевского.

Страсти по технике

В 2011 году на рынке M&A в сегменте бытовой техники и электроники наиболее распространенным явлением стал выкуп либо аренда помещений одними сетями в результате закрытия или банкротства других. «В связи с уходом ряда игроков с рынка крупные операторы получили возможность выкупить либо арендовать освободившиеся помещения по заниженной стоимости», — поясняет Максим Панфилов. Розницу покинули сразу три сети — украинские «Техноярмарок» и «Мегамакс», российская розничная компания «Евросеть». В частности, с сетью «Техноярмарок» договорилась компания DiaWest об аренде части площадей ее супермаркетов. Бывшие магазины «Мегамакса» поделили между собой «Фокстрот» и Comfy. По оценкам специалистов, в 2012 году с рынка могут уйти все сети, доля которых не превышает 5%.

Кроме этого, основатели ЗАО «Новая линия» Олег и Игорь Шандары, владеющие почти 35% сети одноименных DIY-гипермаркетов по продаже строительных материалов, решили выйти из этого бизнеса и ведут переговоры о продаже своих долей. Они уже отошли от оперативного управления, а ИК Dragon Capital и East Capital (сконцентрировавшие 56,9% акций сети «Новая линия») в этом году продали один из самых первых магазинов (на Харьковском шоссе в Киеве) оператору продуктовой розницы Fozzy Group (по оценкам, за $10 млн.).

Продуктовые сделки регионального масштаба

Ключевыми драйверами для сделок M&A в продуктовом ритейле эксперты называют консолидацию и расширение географии. «Как и ожидалось, небольшие региональные сети постепенно уходят с рынка в результате слияния. А игроки первой десятки активно подбирали помещения сошедших с дистанции операторов», — отмечает Андрей Пивоварский, директор инвестбанковского департамента ИК Dragon Capital.

Так, с рынка ушли такие локальные ретейлеры, как ивано-франковская сеть «555» и харьковская «Ярославна». Компания Fozzy Group стала владельцем площадок семи магазинов, которые ранее занимала харьковская сеть «ЮСИ», открыв на их месте «Сильпо». А одесская компания «Наталка-Трейд», развивающая сеть «Наталка», объявила о договоренности с сетью «Робин Бобин», в рамках которой шесть торговых точек последнего прошли ребрендинг и перешли под ее управление. Сосредоточившись на развитии агробизнеса, вышел из ретейла крупнейший на сегодняшний день латифундист и производитель яиц Олег Бахматюк. Принадлежащая ему продуктовая сеть «Фаворит» сначала перешла за долги банкам, которые в свою очередь передали магазины в аренду «Пакко-Холдингу».

Но главное событие же продуктового M&A пришлось на осень, когда Fozzy Group Владимира Костельмана и Varus Руслана Шостака начали передел торговых площадок бывших магазинов сети Rainford в Киеве, Крыму и на Днепропетровщине. Собственники торгово-промышленной группы Rainford Борис Цейтельман, Александр Мартынов, Михаил Ландман и Александр Тригуб уходят с розничного рынка Украины вынужденно. Проблемы с развитием розничной сети у группы возникли после приобретения летом 2009 года 30 магазинов днепропетровского ритейлера «Большая ложка» Александра Уриха. Тогда покупка позволила увеличить сеть Rainford до 43 торговых точек. Однако в 2011 году (после отказа от нерентабельных магазинов) в составе сети насчитывалось всего 14 действующих и еще два законсервированных магазина. Кроме того, ТПГ Rainford отдала за долги банку «Пивденный» принадлежавшие ей два торговых центра «Материк» в Киеве. Как отмечает Игорь Гугля, после раздела помещений Fozzy Group и Varus эти сети смогут войти в число лидеров регионального рынка Днепропетровщины, где Rainford занимала третье место по объемам продаж.

Отсутствие новых игроков на рынке эксперты объясняют довольно просто. По словам Максима Панфилова, в продовольственном ретийле много нюансов, связанных с ведением бизнеса и элементами менталитета, которые иностранные операторы не всегда могут до конца понять, поэтому остерегаются рисков. По мнению Андрея Пивоварского, отсутствие интереса к продуктовому ритейлу среди российских компаний, хорошо знакомых с нашим менталитетом, связано с тем, что украинский розничный бизнес в сфере продуктов питания имеет относительно низкую рентабельность. «Если в РФ валовая маржа для продовольственного ритейла в 22–25% считается нормой, то в Украине — это 16%, максимум 18%», — уточняет он.

Кто останется

Несмотря на рост инвестиционных рисков, влияющих на ритейл, перспективы у сетевых розничных операторов как продуктового, так и непродовольственного сегмента, работающих в Украине, довольно неплохие. Хотя бы потому, что этот рынок по сей день остается низко консолидированным. К примеру, по итогам прошлого года на долю первой десятки продуктовых ритейлеров пришлось менее 30% в розничном товарообороте Украины. На другие сектора (одежда, обувь, косметика, бытовая химия) приходится около 50% от всего объема продаж. Александр Романишин уверен, что в 2012 году украинские ритейлеры могут заинтересовать инвесторов привлекательностью сегментов, к примеру, в формате дискаунтеров. Тем более что недавно корпорация «АТБ», владеющая крупнейшей продовольственной сетью «АТБ», сообщила о желании ее собственников (Геннадия Буткевича, Евгения Ермакова и Виктора Карачуна) продать 51% компании либо вообще уйти из розницы. Инвестбанкиры оценивают сеть «АТБ-маркет» в $600–800 миллионов.
«Шансы найти инвестора есть у многих ритейлеров, интерес к ним со стороны потенциальных покупателей сейчас высок. Компании из первой двадцатки будут иметь наибольший спрос. Кроме того, в топ–15 продуктовых сетей сейчас готовы рассматривать все предложения по покупке более мелких конкурентов. Решающий момент — цена вопроса», — резюмирует Игорь Гугля.

Источник: "Комментарии"

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или