
Слияния и поглощения в отечественном ритейле
На рынке М&А в ритеиле господствуют сделки по дружественному поглощению себе подобных. Согласно данным AT Kearney, Украина по значению фактора риска заключает первую десятку стран, что обусловлено, прежде всего, политической нестабильностью. В то же время наша страна имеет один из самых высоких показателей привлекательности рынка.
"Розничная торговля является наиболее прибыльным и динамично развивающимся направлением бизнеса. Факторами инвестиционной привлекательности украинского рынка могут являться рост розничного товарооборота в связи с повышением благосостояния населения, низкая насыщенность торговыми объектами, высокая доля неорганизованной торговли, низкий уровень конкуренции", - считает Андрей Тарасенко, ведущий экономист отдела инвестиционного консалтинга "Юпрас Капитал". О перспективах отечественного ритейла говорит и тот факт, что на данный рынок вышел такой игрок, как Группа "Систем Капитал Менеджмент" со своей сетью "Брусниця". По словам Алексея Гессена, генерального директора компании "Украинский ритейл", СКМ рассматривает варианты капиталовложений в новые отрасли украинского рынка и заинтересована в выходе на наиболее быстрорастущие из них. "Ритейл - чрезвычайно перспективен в Украине и с точки зрения инвестора очень эффективен", - убежден г-н Гессен.
Кроме роста объема рынка и прихода новых игроков в Украине происходят качественные изменения на рынке розничной торговли - перераспределение товарооборота в пользу цивилизованных форм торговли. К примеру, по информации консалтинговой компании Gfk Ukraine, в 2007 г. 70% киевлян совершают покупки в супермаркетах и гипермаркетах. "Одновременно у киевлян большей популярностью стали пользоваться дискаунтеры и специализированные продуктовые магазины. Жители столицы в этом году чаще называли гипермаркеты основным местом покупок по сравнению с 2006 г., а рынки/уличную торговлю, наоборот, реже", - говорится в исследовании Gfk Ukraine. Примерно такая же тенденция прослеживается и в других регионах Украины.
Первый, или подготовительный, этап сделок слияния и поглощений в украинском продритейле можно назвать состоявшимся. За прошедшие два года среди торговых сетей определились явные лидеры - Fozzy Group, "Фуршет", "Велика кишеня", "Пакко", сумевшие поглотить наибольшее количество мелких конкурентов. Большинство ритейл-операторов приоритетом своего развития на ближайшие годы объявляют региональную экспансию и открытие новых точек продаж. А поскольку проблема приобретения и аренды торговых площадей только нарастает, реализовывать планы собственникам торговых сетей приходится не иначе, как через покупку других игроков рынка.
В результате все более очевидным становится разделение розничных операторов на две основные группы. Во-первых, это группа стремительно растущих (за счет привлечения ресурсов и новых инвесторов) игроков, а также готовых к поглощению других операторов. Во-вторых, операторов, которые не могут больше расти и ждут поглощения на выгодных для себя условиях или вынуждены уходить под франшизу более сильных. Первые скупают все возможные площади. К примеру, кроме стандартного поглощения специализированных торговых конкурентов практически каждая из крупных торговых сетей за последний год приобрела 100% или стала частичным собственником еще и девелоперской компании. Совладелец группы компаний "Фуршет" Игорь Баленко стал совладельцем и девелоперского холдинга "ТКС". Менеджмент структурного подразделения Fozzy Group "Фоззи-Запад" заявил о создании ООО "Вест Девелопер". Управляющая компания сети "Велика кишеня" "Квиза-Трейд" недавно купила мажоритарные пакеты двух предприятий, которые занимаются предоставлением в аренду собственной недвижимости. Кроме того, сеть "Велика кишеня" вышла и на молдавский рынок, купив 100% акций кишиневской торговой сети Green Hills Market. Самым же главным событием минувшего года в секторе М&А продуктового ритейла можно назвать сделку по покупке 20% "Фуршета" французской группой Auchan.
Эксперты констатируют, что пока сделки в сфере розничной торговли отстают от аналогичных в банковской и финансовой сфере. По мнению Игоря Мегедынюка, партнера международной юридической фирмы Salans, в первую очередь этот факт объясняется тем, что банковская и финансовая сферы в Украине являются более привлекательными для иностранных инвесторов ввиду своей доходности, более открытой структуры корпоративного и финансового управления, а также значительного роста спроса на банковские и финансовые услуги в стране. Пока же большинство сделок происходит между внутренними игроками.
Несложно заметить, что это сделки по поглощению одного ритейл-оператора другим. Эксперты считают такую практику вполне логичной для украинского рынка, потому как украинские собственники еще не готовы к классическим слияниям. Скорее всего, подобная практика продлится и в будущем.
"Слияние компаний предполагает объединение двух (или более) разрозненных бизнесов с разными корпоративными культурами и практиками ведения бизнеса Кроме того, слияние для акционеров означает размывание доли владения", - считает Владимир Дабижа партнер компании и руководитель группы предоставления услуг компаниям розничной торговли и производства потребительских товаров "Эрнст энд Янг" Большинство предприятий в отрасли розничной торговли Украины, по словам г-на Дабижи, являются частными бизнесами, которыми владеют ограниченное количество акционеров. "Мне кажется, далеко не каждый акционер-предприниматель морально готов к объединению своего бизнеса с бизнесом конкурента. Кроме того рынок розничной торговли имеет большой потенциал для развития, и поэтому игроки предпочитают развивать свой бизнес самостоятельно, не тратя время на слияние, ведь слияние - достаточно сложный процесс", - объясняет Владимир Дабижа.
Краток был руководитель департамента корпоративных финансов Foyil Securities Олесь Копец: "Для украинских собственников никогда не было просто договариваться как между собой, так и с иностранцами о партнерстве. Потому что говорить с равным всегда сложнее, чем с подчиненным".
"В целом, нецивилизованные методы ведения бизнеса в Украине породили большую популярность поглощений. У нас отсутствует практика партнерских при слиянии предприятий. Зачастую собственникам тяжело найти общий язык при решении стратегических вопросов, что порождает конфликты и затрудняет развитие предприятия", - подтверждает Андрей Тарасенко.
Сами ритейлеры не отрицают проблем, возникающих в процессе слияний. Олег Крыжанивский, вице-президент по развитию корпорации "Пакко", рассказал, что компания сталкивалась со всеми сложностями слияния. "В наших компаниях очень разная корпоративная культура, поэтому качественно провести слияние не удается. Как правило, попытки "слиться" вызывают множество конфликтов. А отсюда - проще купить", - убежден г-н Крыжанивский.
По мнению Владислава Малинина, финансового директора компании "О"Кей Украина", преимущество поглощений при малом количестве слияний характерно для любого молодого и интенсивно развивающегося рынка. "Это (слияния. - Ред.) будет следующим этапом распространения сделок М&А в Украине и ознаменует период, когда украинский розничный рынок уже будет близок к насыщению", - заключает эксперт. Такого же мнения придерживается и президент холдинга Unitrade Group Владимир Колодюк: "Слиться могут только две однородные структуры: идентичные корпоративные культуры, система учета и контролинга. В Украине сложно представить компании, которые были бы похожи друг на друга". По мнению г-на Колодюка, слияния и поглощения ждут нас в будущем.
Едва ли не единственным удачным примером слияния в ритейле можно назвать сделку между сетями Comfy и "Быттехника". Впервые операторы заявили о слиянии примерно год назад и уже сейчас работают под одним именем - Comfy. He углубляясь в особенности объединенной корпоративной структуры (как правило, это тема "вне обсуждений" для собственников сетей), новосозданная сеть выиграла за счет увеличения количества своих магазинов и регионального присутствия. (Основным достижением, на мой взгляд, была возможность увеличения объема товарооборота, а значит, и работы с более выгодными ценами. Более того, это позволило увеличить темпы экспансии, что является сегодня залогом успеха на украинском рынке", - рассуждает Владислав Малинин.
Еще одной предпосылкой к объединению сетей эксперты называют заявление о кооперации российской сети "Техносила" и украинской компании "Фокстрот". Подтверждение или опровержение этой новости от украинской стороны мы так и не получили. В конце прошлого года ритейлеры сообщили о намерении совместно закупать товар у китайских поставщиков. Это позволяет обеим сторонам снизить закупочные цены на 2-3%. Слухи же о возможном слиянии собственники компаний не подтверждают, однако участники рынка уже успели назвать данное сотрудничество этапом зондирования почвы - то есть проверкой друг друга на совместимость.
В целом украинский рынок розничной торговли еще не созрел для крупных слияний-поглощений. Дефицит предложения торговой недвижимости обусловил тот факт, что отечественные операторы развиваются путем строительства новых торговых площадей. А экспансия региональных ритейлеров в новые регионы расценивается как шаг к увеличению своей стоимости. "Например, активно увеличивает присутствие во всех регионах Украины "Амстор", при этом весьма вероятно, что сеть "раздувается" для продажи", - считает Андрей Тарасенко.
Повлиять на ситуацию способны иностранные игроки, которые продолжают штурмовать украинский рынок ритейла. С ростом привлекательности украинского розничного рынка часто стали звучать прогнозы о массовом выходе на него крупных международных игроков: как западных транснациональных гигантов, так и крупнейших российских сетей. В этом случае ряд экспертов предсказывают сценарий, согласно которому украинский рынок ожидает судьба соседних стран (в частности, Польши и Чехии), где международные сети вытеснили местных операторов и контролируют около 80% рынка. О своих агрессивных планах захвата украинского рынка заявляли и российские компании, которые на своем рынке успешно противостоят в конкурентной борьбе с международными гигантами и нарастили капиталы для дальнейшей экспансии. Для российских операторов, помимо другого, украинский рынок привлекателен еще и тем, что, по оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет темпы роста российского рынка будут на уровне 10% в год, в то время как для Украины этот показатель, по разным оценкам, находится в диапазоне 15-20% в год. Пока же приход российских компаний на украинский рынок не принес катастрофических последствий для бизнеса национальных операторов. Их преимущества в стоимости привлечения капитала и технологиях уравновешиваются преимуществами местных игроков в знании специфики рынка, покупательских предпочтений, наработанных длительных взаимоотношениях с основными поставщиками, и самое главное - наличием банка земельных участков под расширение сети.
Гораздо большую угрозу для украинских ритейлеров представляет приход на рынок новых игроков из числа международных сетей. Отработанная схема входа на новые рынки, предложение более низких цен, использование новшеств в обслуживании покупателей, более жесткая работа с поставщиками, централизация логистики, значительные инвестиции в развитие сети, по мнению г-на Тарасенко, позволят международным операторам диктовать свои условия как конкурентам, так и поставщикам. Преимущество "транснационалов" проявляется и в наличии инвестиционных ресурсов, позволяющих им покупать самые дорогие земельные участки и в сжатые сроки строить Собственные дорогостоящие магазины. Кроме того, имея доступ к дешевым заемным средствам, они могут себе позволить продавать большое количество ассортиментных позиций с нулевой наценкой, завоевывая тем самым покупателей и "убивая" местных конкурентов, даже ценой собственной убыточности в первые годы. Приход новой волны международных сетей - будет сильным фактором естественного отбора для местных. Среди потенциальных кандидатов те международные ритейлеры, которые значительную часть оборота формируют вне своего базового рынка, а также уже работают на основных рынках региона (Польша, Венгрия, Чехия и Россия). Сегодня эксперты прогнозируют выход на украинский рынок немецкой Tengelmann (сети Plus и ОB), турецкой Migros Turk ("Рамстор"), голландской Ahold, французской Carrefour, английской Tesco, бельгийской Delhaize Group и литовской VP Market. Давно присматривается к украинскому рынку и датская сеть дискаунтеров Netto. По информации участников рынка, датчане активно ведут переговоры о покупке западно-украинской сети "Пакко". Правда, ценовой вопрос не дает возможности собственникам окончательно договориться о сделке. В конце прошлого года управляющий директор Netto Клаус Гуэль-Генсен заявлял, что собирается sa следующих два года на территории Украины открыть от 20 до 30 торговых точек. Для этого собственники датского ритейлера согласны раскошелиться на $12-17 млн. Кроме того, британская сеть Tesco уже заявила об открытии своих магазинов в России, после чего украинские эксперты сразу же заговорили об экспансии британского оператора и на наш рынок. Смогут ли иностранцы реализоваться в нашей стране, увидим уже скоро.
Пример немецкой Tengel-mann показывает, что срок с момента заявления о намерениях до открытия магазинов в Украине достаточно длительный. К примеру, впервые немецкие ритейлеры заявили о своих планах строительства магазинов еще в начале 2005 г. Даже если они начнут строительство в самое ближайшее время, то открытие магазина следует ожидать не раньше конца 2008 г. А с учетом темпов развития существующих операторов через два-три года для создания "с нуля" крупной сети просто физически не найдется места, так как лучшие площадки в самых крупных городах будут уже заняты. Следовательно, наиболее вероятен сценарий прихода международных игроков путем поглощения существующих сетей.
Среди предполагаемых мишеней из крупных игроков могут оказаться сети "Фуршет" и Вillа. Магазины последней в соседней Польше принадлежат французской Auchan. Среди возможных претендентов на статус украинских парфюмеров эксперты называют "Л"Этуаль", Не de Beaute, Rivoli.