
История успеха крупнейшей сети кофеен в мире - Starbucks
С момента своего основания компания Starbucks видит свою миссию, как заботу о повышении жизненного тонуса посетителей. Появившись в 1971 году в Сиэтле, она начинала с малого — одна кофейня, немногочисленные клиенты, единичные чашки кофе. Теперь это огромная кофейная корпорация с охватом 58 стран мира, в которых работают 19 тысяч кофеен Starbucks, в том числе, почти 13 тысяч — в США, около полутора тысяч — в Канаде, тысяча — в Японии, около тысячи — в Великобритании и так далее. Портал Upakovano.ru предлагает ближе познакомиться с историей самой успешной сети кофеен в мире.
Сегодня компания активно расширяется, обогащается и ее ассортимент — в кофейнях Starbucks теперь можно купить холодный или горячий кофе или чай, холодные или горячие бутерброды, выпечку и сувенирные кружки. Более того, теперь продукцию Starbucks можно приобрести не только непосредственно в кофейнях, но и в обычных продуктовых супермаркетах.
По словам главы отдела по развитию розничной сети Starbucks Джеффа Хэнсберри (Jeff Hansberry), главная задача компании — делать все возможное, чтобы удовлетворить запросы любителей кофе, в частности, постоянно расширять ассортимент предлагаемых напитков. Хэнсберри, который пришел в компанию в июне 2010 года, отмечает, что развитие сегмента упакованных продуктов Starbucks началось еще до его прихода в корпорацию, однако активная фаза выхода на рынок ритейла проходила уже при его активном участии. На взгляд Хэнсберри, продукция Starbucks должна присутствовать не только в самих кофейнях, но и в рознице — от больших супермаркетов до продуктовых магазинов «за углом». Спрос на упакованные напитки Starbucks есть, и поэтому развитие компании в этом направлении продолжится. К настоящему моменту Starbucks расширяет свои каналы дистрибуции уже боле двух лет.
На взгляд Хэнсберри, продукция Starbucks должна присутствовать не только в самих кофейнях, но и в супермаркетах и продуктовых магазинов «за углом».
Первые упакованные сорта фирменного кофе Starbucks поступили в розничную продажу в марте 2011 года. Тогда же на полках магазинов появился и фирменный чай Starbucks, выпускающийся под брендом Tazo. Starbucks впервые стала продавать упакованный кофе и чай без посредников. Ранее для реализации своей продукции сеть пользовалась услугами компании Kraft Foods. По словам Хэнсберри, такая модель сделала бизнес Starbucks эффективнее. «Это важный шаг на пути нашего роста и укрепления в роли лидера рынка упакованных готовых напитков (чая и кофе), — говорит он, — мы хотим наладить тесный контакт с потребителем, для чего покрываем все больше супермаркетов, чтобы любители нашего кофе имели возможность купить его где и когда угодно». Для этих же целей компания реализует программу по развитию лояльности к бренду, а также активно действует в социальных сетях типа Twitter или Facebook.
Сочный вход
В ноябре Starbucks Coffee объявила о поглощении компании Evolution Fresh, которая занимается производством соков класса супер-премиум. Бизнес Evolution Fresh в свое время был основан Джимми Розенбургом (Jimmy Rosenburg), создателем бренда Naked Juice. Это позволило компании Starbucks выйти на новый для себя рынок натуральных соков, оценивающийся в 50 млрд долларов. По словам Хэнсберри, эта категория сегодня является очень прибыльной, и ее рост все время продолжается. Он уверяет, что соки, выпускаемые под брендом Evolution, не будут иметь аналогов на рынке. «Хотя бы просто потому, — говорит Хэнсберри, — что производить их мы будем на юге Калифорнии». Starbucks собирается реализовывать соки Evolution как используя существующую сеть дистрибуции, так и через новые каналы.
Совместная работа
В своей деятельности компания Starbucks часто сотрудничает с другими гигантами рынка, что работает на ее рост. За последние 20 лет Starbucks успела побывать, например, партнером PepsiCo, вместе с которой они выпускали упакованные готовые напитки Frappuccino. «Это был бесценный опыт, — отмечает Хэнсберри, — который пошел на пользу обеим компаниям». Благодаря развитой сети дистрибуции PepsiCo продукция Starbucks попала чуть ли не в каждый розничный магазин Америки. Компания PepsiCo, в свою очередь, отмечает, что продажи готовых кофейных напитков Starbucks все время растут, за 2011 год они увеличились до 1 млрд долларов. Хэнсберри считает, что это не предел и продажи напитков будут расти и дальше. Помимо Frappuccino компания Starbucks сегодня реализует при поддержке NACP следующие напитки: Starbucks Doubleshot, Doubleshot Energy + Coffee и Starbucks Refreshers — инновационный напиток, в состав которого входит натуральный фруктовый сок и экстракт зеленого кофе. По словам Хэнсберри, при производстве Starbucks Refreshers кофе не обжаривается и не варится. «Это настоящий кладезь энергии», — говорит он. В настоящее время новинку можно приобрети только в американских магазинах. Ее ассортимент ограничен тремя вкусами: малина и гранат, апельсин и дыня, клубника.
Что касается фирменного бутилированного холодного чая Tazo, то он реализуется в рамках соглашения, заключенного между компаниями Starbucks и Pepsi-Lipton Tea Partnership (союз между Pepsi-Cola North America и Unilever).
Кроме того, Starbucks сегодня сотрудничает с Green Mountain Coffee Roasters (GMCR), производителем кофе-машин Keurig Single-Cup Brewing System. В результате этого сотрудничества производятся порционные капсулы K-cups с кофе Starbucks и чаем Tazo для кофе-машин Keurig. Капсулы поступили в продажу в крупнейших супермаркетах и аптеках Америки еще в ноябре 2011 года. За два последующих месяца было продано больше 100 миллионов таких капсул. Изначально ассортимент кофе в капсулах был ограничен, но недавно он пополнился за счет Starbucks Blonde Roast Veranda Blend K-cup. В ближайшее время кофе и чай в K-cups можно будет приобрести и в кофейнях Starbucks.
«Легкие» амбиции
Компания Starbucks постоянно заботится о расширении своего ассортимента. В январе 2012 года она выпустила новый сорт кофе — Starbucks Blonde Roast, представляющий собой кофе слабой обжарки. Как показали результаты одного из опросов, такой кофе предпочитают до 40% любителей напитка в США, что составляет 54 млн человек. На сегодня линейка кофе Starbucks Blonde Roast включает в себя три наименования — Veranda Blend, Wilow Blend и Decaf Wilow Blend. Как заявляют в компании, такой кофе имеет более мягкий вкус, чем кофе обычной обжарки. Ранее Starbucks предлагал только крепкий кофе.
«Благодаря проведенному опросу, — рассказывает представитель Starbucks Джил Марчик (Jill Marchick), — мы решили расширить наш ассортимент, а когда стали разрабатывать новый сорт, поняли, что освоение данной категории дает нам большие возможности. Мы считаем это направление перспективным». Единственные сложности возникли с наименованием нового кофе, поскольку слово «легкий» пришлось потребителям не по вкусу — они считали, что это какой-то «недокофе» или попросту слабый безвкусный кофе. В итоге было решено назвать его Blonde Roast. Перед запуском нового кофе в промышленное производство компания Starbucks предоставила возможность оценить новый вкус жителям Америки, Англии и Японии, которым он очень понравился.
По статистике, в розничные точки Starbucks сегодня приходит до 60 млн посетителей в неделю, пишет Upakovano.ru. На официальный сайт компании, странички в Facebook и Twitter тоже заходят миллионы человек. В обороте постоянно находятся несколько миллионов клиентских карт Starbucks, в том числе карт Starbucks Gold. Оборот компании в 2010 году составил 10,71 млрд долларов, при этом размер чистой прибыли достиг 945,6 млн долларов. В настоящее время в компании трудится 137 тысяч человек.