All Retail
Опубликовано

Активность на рынке ритейла/недвижимости в период 2012–2013 гг. Типы сделок, которые генерировала индустрия

Сегмент ритейла в Украине демонстрирует фазу роста, хотя и с характерными в условиях украинского рынка неравномерностью и неустойчивостью развития. Позитивный прогноз по отрасли в значительной степени связан с выходом на рынок новых объектов торговой недвижимости, в том числе, достаточно масштабных и качественных, чтобы привлечь внимание  международных сетевых ритейлеров и иностранных инвесторов. Традиционно, серьезным препятствием для выхода крупных сетевых брендов на украинский рынок служил дефицит качественных объектов торговой недвижимости.

Ритейлу свойственна «экспансивная» бизнес-ориентация, и зачастую международные бренды выходят на новые рынки в расчете на их широкий охват, для чего требуются качественные торговые площади в регионах. Региональные же рынки Украины по-прежнему неструктурированны и ненасыщенны, - здесь предстоит значительный массив работы по их освоению девелоперами и инвесторами, и в этом процессе немаловажная роль отводится юридическому консалтингу.

Судя по нашему опыту, для международных ритейлеров юридические услуги представляют интерес, прежде всего, в аспекте корпоративного и налогового структурирования, консультирования по вопросам приобретения и аренды недвижимости, строительства и fit-out, регуляторным аспектам деятельности и текущей поддержки операционной деятельности.

Дальнейший прирост юридической работы мы связываем также с перераспределением потоков арендаторов в условиях, когда на рынок выводятся масштабные качественные проекты, и появляются новые для Украины, перспективные форматы - как например, аутлеты, ритейлы-парки, пауэр-центры.

Возросшая конкуренция в ритейл-сегменте сопровождается увеличением спроса на юридические услуги в сфере защиты интеллектуальной собственности и добросовестной конкуренции. На примере ряда клиентов, в особенности, работающих в сферах продуктового и фармацевтического ритейла, мы фиксируем повышенный интерес к отрасли органов антимонопольного ведомства и других контролирующих органов. В условиях, когда госорганы обладают широкими возможностями для интерпретаций и оценочных суждений в таких «тонких» областях, как реклама, промоция и маркетинг, маркировка, участники всех звеньев торгового оборота, не ограничиваясь ритейлерами, оказываются уязвимыми перед угрозой проверок, расследований и других мер. Возрос спрос на такие услуги, как юридическая экспертиза рекламных и промо-материалов, ряда бизнес-процессов компаний, на предмет соответствия требованиям законодательства с учетом сложившейся практики проверок госорганов (комплайенс), разработка процедур и политик по комплайенс и их аудирование, проведение тренингов для персонала, - все эти виды деятельности прочно закрепились в нашем арсенале услуг.

Инвестиционные и крупные M&A сделки в сфере ритейла явление пока нечастое и вызывают большой резонанс на рынке. В перспективе мы рассчитываем на рост таких сделок по мере формирования привлекательных инвестиционных продуктов на базе новых, качественных объектов торговой недвижимости.

Авторы: 

Тимур Бондарев, Управляющий партнер АО “Arzinger”

Светлана Теуш, Старший юрист АО “Arzinger”

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или