All Retail
Опубликовано

Первый в Украине проект по внедрению профессиональных касс самообслуживания в супермаркетах «Велика Кишеня» реализован SystemGroup Украина

Первый и пока единственный в Украине проект по внедрению касс самообслуживания в супермаркетах «Велика Кишеня» был выполнен экспертами SystemGroup – лидера автоматизации розничной торговли в Украине.  В рамках проекта в 5 киевских магазинах «Велика Кишеня» были запущены в работу 10 профессиональных систем self-checkout с приемом наличных и выдачей сдачи.

Самообслуживание – мировой тренд, к которому склоняется все больше европейских, а теперь и украинских розничных сетей. Украинские потребители уже успели оценить удобство весового самообслуживания в отделах овощей и фруктов, а теперь получили возможность опробовать работу касс самообслуживания (self-checkout ), позволяющих полностью осуществить покупку без какого-либо участия кассира. 

Покупатель получает возможность самостоятельно идентифицировать (просканировать) выбранные  товары с помощью встроенного многополосного сканера, упаковать покупки и оплатить их банковской картой или наличными, получив сдачу. Программное обеспечение кассы самообслуживания полностью проинтегрировано с front-office системой, используемой в розничной сети. Таким образом, все операции, произведенные покупателем, в режиме online отражаются в общей учетной системе. 

Для реализации проекта были использованы профессиональные self-checkout cистемы производства компании NCR, которые позволяют осуществлять весь цикл покупки, описанный выше, и обеспечивают re-cycling денег (выдача сдачи деньгами, полученными при оплатах). Интерфейс кассовой системы адаптирован к украинским реалиям как с языковой точки зрения (интерфейс имеет английский и украинский варианты), так и в плане формата  используемых купюр и монет.

Для дополнительного контроля покупок спиртных и табачных изделий предусмотрено звуковое уведомление о приобретении товара из этой категории, по которому сотрудник магазина может дополнительно проконтролировать возраст покупателя.

Реализация проекта в «Великой Кишене» – от разработки ТЗ и подбора оборудования до интеграции и завершения внедрения – длилась около 6 мес. Одной из важных и наиболее сложных частей такого проекта явилась интеграция кассовых систем самообслуживания в бизнес-процессы сети, в первую очередь, на уровне программного обеспечения. Программная интеграция выполняется единожды, при запуске первого магазина, и при массовом оснащении магазинов сети кассовыми системами самообслуживания масштабируется на другие объекты, снижая стоимость автоматизации каждой следующей торговой точки.

Бизнес-эффективность

Что касается бизнес-эффективности внедрения кассовых систем самообслуживания, то для розничной сети самообслуживание - это в первую очередь оптимизация управления персоналом магазина, уход от «человеческого фактора» в управлении процессами, устранение проблем с поиском и подготовкой персонала, текучкой, предотвращение потенциальных ошибок и некорректного поведения.  Второй по значимости фактор – удовлетворенность клиентов.  Самообслуживание комфортно для большой части современных потребителей, как с точки зрения сокращения времени, проведенного в очереди, так и в плане минимизации контакта с кассирами и другими покупателями. Европейские исследования показывают, что даже если сам процесс сканирования и оплаты забирает у покупателя больше времени, чем у опытного кассира, то воспринимаемая скорость покупки повышается, поскольку, вместо ожидания, покупатель сам активно принимает участие в процессе. Кроме того, существует целый сегмент потребителей, которые склонны к использованию технологических новинок и высоко ценят их наличие в магазине.

Отзывы клиента

«Когда мы только задумались о внедрении кассовых систем самообслуживания, мы решили проверить, насколько украинский потребитель готов к этому новшеству и установили в одном из магазинов столы самообслуживания, разместив на них оборудование, сходное с тем, что использует кассир. - рассказывает Евгений Рябченко, ИТ Директор «Ритейл Групп». - Анализируя поведение потребителей, мы увидели, что решение востребовано, но пришли к выводу, что оборудование для самообслуживания все же должно быть специализированным и позволять принимать наличные платежи. Так было принято решение о внедрении специализированных self-checkout систем с возможностью как безналичной, так и наличной оплаты. Сейчас, когда проект завершен и есть статистика, мы уверены в потенциале кассовых систем самообслуживания. Когда-то супермаркеты отвоевали покупателей у гастрономов и рынков именно своей возможностью самостоятельно совершать процесс покупки. Сейчас то же самое делают кассовые системы самообслуживания. Мы увидели, что современные люди, особенно в перегруженных мегаполисах, ценят возможность совершать покупки независимо, сводя постороннее участие к минимуму».

 «С технологической точки зрения перед нами и экспертами SystemGroup стояла нетривиальная задача. - рассказывает Андрей Барильский, руководитель департамента информационно-технического обеспечения «Ритейл Групп». - Мы были первыми, кто внедрял кассовую систему самообслуживание в украинских реалиях, и нам пришлось впервые решать многие задачи – от адаптации оборудования и его интеграции до осознания, какие возможности дает self-checkout и какие критерии использовать для оценки бизнес-успешности проекта. Мы благодарны специалистам SystemGroup за их профессионализм, слаженную проектную работу и результативность».

Как достичь эффекта от внедрения кассового самообслуживания

Классическая мировая (и наиболее эффективная) схема внедрения self-checkout – это организация целых зон самообслуживания, которые выделены в магазине как пространственно, так и логически. В мировой практике перед внедрением зон самообслуживания проводится комплексный консалтинг, включающий детальную проработку траекторий движения покупателей, управление их поведением, навигацию, ассортимент прикассовых зон, администрирование зон самообслуживания (Attandant Station) и пр.

К примеру, давайте составим портрет пользователя кассовой системы самообслуживания: 1) человек, стремящийся к технологическим новшествам (значит, готовый платить за них и имеющий доход выше среднего); 2) не желающий стоять в очередях (т.е. готовый предпочесть магазин, в котором обслужат быстрее); 3) не желающий контактировать с кассиром (значит, уже имевший негативный опыт); 4) пришедший за негабаритным повседневным товаром (из чего следуют выводы о наиболее интересных ему товарах) и т.д.

Вот вам портрет покупателя, под которого необходимо планировать навигацию, прикассовую зону для импульсивных покупок, мультимедийный контент и прочие маркетинговые инструменты.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или