All Retail
Опубликовано

Что поможет развитию украинского ритейла

В последнее время нередко можно услышать мнения, что в экономике возвращается  атмосфера «лихих 90-х»  – рынок ушел в тень, благодаря низким ценам опять стали популярны стихийные рынки, контрабанда становится и способом выжить, и способом заработать большие деньги, а наличие официального и неофициального курса доллара только подогревает деградацию. Есть ли в таких условиях предпосылки для украинского FMCG-рынка  качественно трансформироваться и не откатываться назад, и даже – перескочить через звено эволюции,Forbes рассказала Татьяна Бессмертная, генеральный директор компании Nielsen в Украине и Беларуси. 

Какие же тенденции западных рынков могли бы сработать для нашего рынка?

В первую очередь – онлайн-продажи. Наше недавнее исследование Shopper Trends показало, что все больше киевлян посещают сайты торговых сетей, чтобы проверить наличие специальных предложений (55% из всех  респондентов, посещающих сайты ритейлеров в Киеве (исследование Shopper Trends, 1 кв. 2015, Nielsen).

Если такие товары, как электронику и бытовую технику, одежду, косметику и парфюмерию, а также аксессуары и подарки украинский покупатель стал активнее приобретать онлайн еще в 2013 году, то к покупкам продуктов питания через Интернет украинцы приходят постепенно. Можно прийти к выводу, что украинский потребитель не только готов отслеживать выгодные предложения от торговых сетей, но и совершать покупки онлайн.

На данный момент в Украине интернет-магазины продуктовых сетей все еще плохо  развиты, и только 0,7% респондентов регулярно покупают продукты питания онлайн. К примеру, в Великобритании доля онлайн продаж FMCG  4,6%.

На самом деле, в современных реалиях у многих часто нет ни времени, ни желания на походы в супермаркеты за продуктами, даже если они находятся неподалеку от дома. А возможность сделать покупки, не отходя от экрана своего компьютера, или же просто на ходу со своего смартфона, позволит значительно сэкономить время, а кому-то и поберечь нервы – не все же любят очереди в кассу или процесс поиска и выбора продуктов на полках.

Наш потребитель уже знаком с онлайн-покупками, уже местами был разочарован и качеством, и неверной ценой, и обманом.  Таким образом, открытие такой услуги потребует сразу высокого стандарта в организации всего – логистики, качества, удобства,  и что немаловажно, конкурентной цены. Иначе есть риск, что потребитель быстро откажется от этого.

Второе – дискаунтеры. Украинский потребитель, конечно, сегодня экономит на многом и ищет выгодные скидки. Мы видим, что покупатель в Киеве стал реже ходить в магазины для совершения «большой покупки» или «покупки впрок» в категории продукты питания и все для дома по сравнению с 2014 годом. Результаты свежего исследования покупательского поведения Shopper Тrends 2015 показывают, что «бюджет киевлянина строго распланирован». Это говорит о том, что мы стали прагматичными и осторожно подходим к процессу покупки.

В Украине нет мировых гигантов  формата дискаунтер – операторов торговых точек, предлагающих продукты питания и предметы первой необходимости по низким ценам. Это ниша, которую покупатель с удовольствием заполнит, ведь дискаунтеры уже давно пользуются большим успехом на западных рынках. Первые магазины такого типа появились в 50-е годы – то есть позже супермаркетов.

В Германии этому формату торговли принадлежит 42% рынка. Дискаунтеры открывались крупнейшими мировыми ритейлерами (оптовыми торговцами) – Wal-Mart, Delhaize le Lion, Lidl & Schwarz и др. Среди самых известных сетей дешевых торговых точек – немецкие Lidl, Norma, Aldi, Penny Market, Plus. Сегодня в Украине в этой области можно вспомнить крупных двух игроков  – АТБ и Auchan. Эти  сети продают не только товары по низким ценам, но и обычный ассортимент.

Третье – СТМ. СТМ расшифровывается, как Собственная Торговая Марка (СТМ) или Private Label (PL). Это торговая марка, владельцем которой является розничная сеть (так например, согласно Shopper Trends, каждый второй киевлянин знает – собственную торговую марку «Премия» в Сильпо).

Собственные торговые марки сетей являются еще одной возможностью ответить на запрос потребителей в экономии. Считается, что  цены на продукты СТМ значительно ниже, чем на продукты конкурентов за счет сокращения затрат на рекламу и маркетинг. Сейчас оборот СТМ быстро растет во многих категориях, однако все равно очень далек от уровня других стран. В Украине доля Private Label составляет в среднем около 8%, а вот, к примеру, в  Германии эта цифра – 34.5% (данные Nielsen, 2014 год).

Это все лишь три возможности, три мировые тенденции, которые доказали свою успешность на западных рынках, и которые имеют потенциал повторить этот успех в Украине. Наши последние исследования потребительского поведения показывают, что украинский потребитель уже морально готов к такому повороту.

Главное, сделать первые шаги в данном направлении со стороны бизнеса, но в то же время чрезвычайно важна поддержка со стороны государства в виде работающих законов и защиты инвестиций. И уже в ближайшее время мы можем стать свидетелями реального эволюционного скачка украинского рынка ритейла.  Наверно, я оптимист, но кто знает, может уже через пару лет для нас станут абсолютно обыденными заказ продуктов на дом через приложение в мобильном телефоне, качественно новый уровень ассортимента, а также большее количество вывесок известных национальных и мировых брендов ритейлеров возле дома.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или