All Retail
Опубликовано

На чем экономят украинские покупатели в условиях кризиса

У компании Nielsen есть ежегодное исследование Shopper Trends, которое измеряет покупательское поведение, и во многом является своеобразным зеркалом, отражающим ситуацию и настроения на рынке. В свете девальвации национальной валюты и, как следствие, повышения цен в Украине на товары первой необходимости, на коммунальные услуги, неизбежно следует изменение в покупательских предпочтениях и особенностях планирования семейного бюджета. 

Интересно, что же происходит с поведением украинцев с точки зрения покупок; как мы изменили свои покупательские привычки в условиях кризиса; какие настроения преобладают среди украинских потребителей?

По ответам наших респондентов мы видим, что сегодня покупатель стремится остаться в рамках того же бюджета, что и год назад, несмотря на значительный рост цен. За счет чего же пытаются сэкономить украинцы - можно выделить несколько основных моментов.

Мы наблюдаем такую тенденцию: покупатель теряет лояльность к брендам - украинцы готовы отказаться от своих любимых брендов ради более выгодного предложения. Каждый пятый покупатель готов поменять место покупки, если в другом магазине предложат более выгодные условия, будь то цена или акция.

Чтобы хоть как-то уберечь свой бюджет, украинцы планируют экономить на покупке новой одежды (59%), на газе и электроэнергии (57%), а также половина покупателей готовы переключаться на более дешевые продовольственные бренды. К примеру, в 2009 только 29% покупателей были готовы переключаться на более дешевые бренды, в прошлом году – треть, а в 2015 об этом задумывается уже 51%.

В целом, можно сказать, что изменилась миссия покупки: покупатель стал ходить в супермаркеты чаще, но покупает при этом меньше (для примера, в 2013 г. украинцы ходили в супермаркеты в среднем 12 раз в месяц, в 2015 году - уже 16 раз в месяц). То есть украинцы перестали покупать «впрок». В целях экономии треть покупателей планируют покупать только самые необходимые товары, а также собираются сократить свои расходы на предметы роскоши, еще треть – планирует меньше покупать в целом. 

Есть еще интересный момент, о котором хотелось бы упомянуть, - украинский покупатель отказался от органических продуктов, которые были в моде еще в прошлом году – сегодня только 3% готовы покупать эко-продукты.

Зачем нужны такие исследования? Сложно спорить с утверждением, что залогом успеха бизнеса и продаж является покупатель. Поэтому производителям и ритейлерам важно понимать настроения людей: что они чувствуют, в каких реалиях вообще живут и о чем думают. По результатам наших опросов мы высчитываем индекс потребительского доверия. Этот индекс строится на основании ключевых показателей – насколько люди уверены в завтрашнем дне, в работе, в своих финансах, в благоприятности времени для совершения покупок. Индекс потребительского доверия традиционно наиболее высокий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, страны Европы – наиболее пессимистичны. 

Так вот, в Украине из всех стран, где проводилось исследование, а это более 50 стран, уровень доверия и лояльности покупателя, можно сказать, достиг своего минимума. При средней мировой цифре индекса в 97 пунктов, в Украине эта цифра составляет всего 41 (для сравнения, в Польше индекс доверия - 73, в Хорватии – 58, в России - 72, в США - 107). Тут есть над чем задуматься. Это данные за первый квартал 2015 года, скоро будут готовы результаты исследования за второй квартал - посмотрим, что изменится. 

Конечно же сегодня на нас всех влияет ситуация в стране и вокруг нее. По данным нашего исследования, 94% жителей Украины считают, что страна определенно находится сейчас в экономическом кризисе. Но что отрадно, при этом почти каждый второй житель Украины (41%) верит, что Украина выйдет из кризиса в ближайшее время. Так что, несмотря ни на что, оптимизма нам не занимать.  

Татьяна Бессмертная, Генеральный директор маркетинговой компании Nielsen в Украине и Беларуси, для business.ua.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или