All Retail
Опубликовано

Украинские ритейлеры массово уходят в Интернет

Несколько крупных ритейлеров объявили о создании площадок продаж в интернете. Товар можно будет забрать или в магазине, или заказать доставку домой. При помощи такой мультиканальности — возможности получить товар при помощи различных каналов коммуникаций — сети надеются увеличить спрос - пишет ABC News

Новичкам придется несладко при освоении интернета, считают эксперты. Им надо будет наращивать маркетинговые бюджеты.

Один за другим

Сети стали активно осваивать интернет несколько лет назад. Например, в 2014 году крупный украинский fashion-ритейлер Helen Marlen Group закрыла около 30% своих магазинов и обратила внимание на интернет-площадку.

Постепенно тенденция стала массовой. В этом году интернет начали осваивать крупнейшие непродольственные игроки. С 1 ноября мультиканальность будет доступна в магазинах компании «Ультра» (бренды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess), рассказывает генеральный директор компании Андрей Макаров. «Товар можно будет заказать в интернете, а магазине его примерить и купить», — говорит он и добавляет, что сейчас завершается установка необходимого программного обеспечения. Таким же образом поступила и группа компаний MTI. Директор сетей «Интертоп», Ессо, Timberland, Marc O’Polo и др. Евгения Чижевская говорит, что товар можно забрать в любом удобном магазине или в магазине возможно разместить онлайн заказ на недостающую модель.

Этот формат коммуникации с покупателями активно осваивают и магазины по продаже бытовой техники и электроники: «Алло» и «Эльдорадо».

Экономный ход

Освоение интернета — дань времени. «Мировые сети, которые отказались внедрять мультиканальность, вынуждены были закрыть все свои магазины», — замечает руководитель группы управления ассортиментом сети «Эльдорадо» Вячеслав Склонный. Такая же судьба, как считает эксперт, ожидает и украинских игроков.

Для ритейлеров сейчас внедрение мультиканальности — это возможность поддержать падающий спрос. «Мы рассчитываем, что интернет-площадка будет продавать столько же, как и один магазин сети», — поясняет Андрей Макаров.

Это станет хорошим бонусом для многих магазинов, учитывая падение продаж в этом году. По данным Государственной службы статистики, в августе розничный товарооборот сократился на 18,8% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В непродовольственном ритейле они снизились еще больше. По данным совладельца компании Zeebra (магазины по продаже бижутерии Six, I am, косметики — Glossip, товаров для дома — Butlers) Дмитрий Ермоленко, за восемь месяцев объем реализации в натуральном выражении сократился примерно в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В гривневом эквиваленте обороты сопоставимы. Такая же ситуация наблюдается и в сегменте бытовой техники и электроники.

Большие затраты

Площадки для продаж в интернете бывают разными. Дешевый путь — размещение на торговых площадках, так называемых маркетплейсах. Годовые пакеты с базовым функционалом не ударят по маркетинговому бюджету. При грамотной работе с маркетплейсами — оформлении каталогов товаров, полном описании предложений компании, быстрой обратной связи з потенциальными заказчиками, сделавшими запрос в компанию, — можно генерировать до 80% продаж.

Создание собственного сайта потребует значительных инвестиций, особенно если интернет-площадка станет одним из основных каналов сбыта. Директор по коммуникациям Allbiz Ася Кучина говорит, что, по средним подсчетам, речь идет о $10 тыс. только на разработку. «Но основное — это аудитория, которую надо привести на сайт. А это постоянное обновление контента, поисковая оптимизация, контекстные и иные интернет-кампании. Эффективные, но затратные инструменты, которые не в состоянии обеспечить продажи «здесь и сейчас», — поясняет она.

Руководитель компании AppleMint Андрей Казанцев поясняет, что в создание мощной площадки необходимо вложить не менее $40-50 тыс., еще десятки тысяч долларов необходимо ежемесячно тратить на продвижение сайта в поисковых системах и социальных сетях. Если правильно подойти к созданию площадки, например, для продажи одежды или обуви, то срок окупаемости будет не менее года. Правда, для достижения этого результата надо будет нивелировать несколько рисков.

Риски дебютантов

Новичкам будет сложно переманить клиентов у крупнейших интеренет-магазинов, потому что они формировали свою аудиторию на протяжении долгого времени при помощи низких цен. «Сейчас ситуация изменилась и стоимость товара во всех каналах одинакова», — подчеркивает Вячеслав Склонный. Основными конкурентами для новичков станут те же крупные украинские интернет-магазины, например, Rozetka. У этой площадки есть амбиции стать украинским Amazon, поэтому сейчас магазин активно расширяет ассортимент.

Увеличатся и затраты на логистику, предрекает специалист по коммерческой недвижимости Вадим Зинченко. Например, потенциальному покупателю обуви могут привезти три пары сапог — на размер больше и меньше заказанных в интернете. Но гарантий того, что их приобретут, нет. Даже при выборе нужного размера пара сапог может не подойти потребителю.

Опасным является и намерение некоторых ритейлеров открывать так называемые пункты выдачи товаров, которые клиент заказал в интернете. По такому пути, например, уже пробовала пойти сеть Protoria. В результате собственники MTI вынуждены были отказаться от этого бизнеса.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или