All Retail
Опубликовано

Украина & ЕС: устоим ли в торговых объятьях?

Новый год в Украине ознаменовался началом полномасштабной имплементации Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в части создания зоны свободной торговли, названной «глубокой и всеобъемлющей». Каковым будет ее влияние на отечественную экономику? Как скажутся измененные правила игры в экспортно-импортном сегменте на ценообразовании, рынке потребительских товаров и кошельках наших сограждан? Однозначные ответы пока дать не может никто. 

Сама ситуация вокруг создания ЗСТ с ЕС очень напоминает ту, которая складывалась в середине прошлого десятилетия накануне вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Тогда нам тоже прочили как скорый развал национальной промышленности, так и ее небывалый расцвет. Не случилось ни того, ни другого. Разрушительные процессы если и затронули отдельные отрасли, то лишь вследствие мирового экономического кризиса, стартовавшего одновременно с обретением Украиной членства в ВТО. 

Нынешнее соглашение с ЕС имеет свою специфику. Прежде всего потому, что за него уже внесена геополитическая «предоплата» плюс российские торговые ограничения вплоть до полного запрета импорта украинских продовольственных товаров. По оценкам экспертов, прямые ежегодные потери от санкций могут составить 500-600 млн. долларов США. Удастся ли их компенсировать освоением европейского и развитием потенциала отечественного рынка? 

Зона свободной торговли не раз становилась темой публичных дискуссий между ее приверженцами и оппонентами. Но истина в споре так и не родилась, поскольку дебатировали в основном политики, преследующие свои «интересы». 

Позицию скептиков, ориентированных на Таможенный союз, сформулировал народный депутат Евгений Мураев, представляющий  «Оппозиционный блок». По его мнению, ЗСТ грозит Украине негативными последствиями, ибо государственная политика протекционизма, защищавшая производителей, будет свернута. 

Отмена же пошлин и снижение акцизов, как считает Мураев, сделают европейские товары более конкурентоспособными на украинском рынке. Как результат, они постепенно вытеснят местную продукцию, владельцы целого ряда предприятий вынуждены будут их закрывать, а рабочих - увольнять. 

Доля истины в таких утверждениях, конечно же, есть. Часть предприятий, работающих по старинке и привыкших у «тепличным» условиям государственной опеки, действительно могут сойти с дистанции. А это определенные экономические потери, переквалификация освобожденных работников и дальнейшее их трудоустройство.    

Однако те, что не скупятся на модернизацию производства и смотрят чуточку дальше завтрашнего дня, имеют неплохие перспективы занять свое место под «европейским солнцем». Ведь рынок ЕС насчитывает свыше 500 миллионов потребителей в 28 государствах и оценивается почти в 17,6 триллионов долларов. 

Евросоюз, зная о существующих проблемах в нашей экономике, предоставил своеобразный бонус. Еще в прошлом году ним были отменены ввозные пошлины для Украины на большинство товаров как промышленной (94,7%), так и продуктовой (83,4%) групп. Плюс к этому свыше трех десятков позиций наш агросектор может экспортировать беспошлинно в пределах установленных квот. 

На европейские товары, идущие в Украину, тарифные ставки будут снижаться постепенно и на протяжении от 3 до 10 лет. Так что времени на адаптацию отечественного производителя и обретение конкурентоспособности более чем достаточно. Однако ему надо преодолеть барьер гораздо серьезнее, чем пошлины. 

Самый неприятный аспект ЗСТ для ряда украинских предприятий – необходимость придерживаться фитосанитарных норм и технических регламентов, действующих в ЕС. Причем работая как на экспорт, так и на внутренний рынок, постоянно заботясь о качестве продукции и ее безопасности. 

Те, кто планировал выход на Запад либо предвидел такое развитие событий, заранее побеспокоились о легализации своих товаров в Евросоюзе. К примеру, рецептуры майонезов и соусов ТМ «Щедро» уже несколько лет как «согласованы» с европейским законодательством.  Более того: в 2014 году продукты компании появились в Германии, Великобритании, Латвии, Чехии, Румынии… 

Некоторые производители зашли на европейские рынки через свои предприятия в странах ЕС. Именно такой путь избрали корпорация Roshen, располагающая кондитерской фабрикой в Литве, а также компания T.B.Fruit, имеющая завод по выпуску соков и нектаров в Польше. 

Впрочем, сегодня украинского потребителя больше волнует даже не качество, а стоимость продуктов питания. Катастрофическое снижение покупательских возможностей населения уже отразилось на розничной торговле. По данным Государственной службы статистики, ее оборот в прошлом году сократился почти на 21% по сравнению с 2014 г. 

Зона свободной торговли многими украинцами сейчас рассматривается через призму скудных семейных бюджетов. Одни опасаются, что местная продукция перекочует за рубеж, а то, что останется, вырастет в цене. Другие надеются, что с Европы к нам хлынут дешевые товары и настанет эра гастрономического изобилия. Первых можно успокоить, а вторых ждет разочарование. 

Прошлогодние национальные показатели внешнеэкономической деятельности выглядят парадоксально. Евросоюз отменил почти все пошлины и открыл свои рынки, а экспорт украинских товаров туда снизился почти на 35%. За первые три квартала больше нашей продукции было ввезено только в Данию, Мальту и Словению. 

У кого нет проблем с интеграцией в европейское торговое пространство, так это у производителей сахара и подсолнечного масла, которые давно и прочно там обосновались. Что касается последнего, то на долю Украины уже приходится до 55% от общего объема мировых продаж подсолнечного масла. А могли бы и больше выпускать, но из-за отсутствия сырья мощности перерабатывающих предприятий загружены лишь на 60-65%.

В прошлом году наш аграрный сектор полностью использовал квоты Евросоюза на экспорт мяса птицы, сахара, пшеницы, кукурузы, ячменя и муки из них, яблочного и виноградного соков, меда, томатной продукции. Тем не менее, перечисленные товары на внутреннем рынке в ассортименте - и если дорожали, то отнюдь не в связи с поставками за рубеж. 

Кому будет проблематично «прорубить окно в Европу», так это украинской молочной продукции. Наши твердые сыры там не котируются, поскольку на их изготовление идет отнюдь не самое качественное сырье. А лучшего просто нет. В небольших объемах европейцы их покупают, но только для переработки на плавленые сырки.  

Цельное молоко у них более высокого качества, сливочное масло считают слишком калорийным, а сметана и творог присутствует в рационе у жителей лишь некоторых стран. Пока пользуется спросом разве что сухое молоко. 

Свое место в продуктовой нише может занять говядина, особенно элитных сортов. Но сомнительно, что в Европе найдутся почитатели свиного сала или некоторых украинских «вин», содержащих этиловый спирт. А появление нашего «шампанского» во Франции, на родине напитка, вполне могут счесть оскорблением национального достоинства. И даже покушением на строго оберегаемую интеллектуальную собственность. 

Не стоит также тешить себя иллюзиями касательно прихода дешевых европейских товаров. Если в Германии килограмм отменной свинины стоит 7-8 евро, то для немцев это вполне приемлемая цена, а для большинства украинцев – заоблачная. Поэтому даже после отмены пошлин импортные продукты все равно будут дороже местных.   

Эксперты считают, что цены на отечественные овощи, мясные, и молочные товары не снизятся и в случае их перепроизводства.  Определенные прогнозы на этот счет были, однако их перечеркнуло решение о повышении налогов в сельскохозяйственной отрасли. 

Розничную торговлю евроинтеграционные нововведения коснутся в гораздо меньших масштабах. И в основном они будут касаться защиты прав потребителей. По словам Татьяны Лахтадыр, директора по маркетингу торговой сети «Будинок іграшок», в их магазинах реализуются исключительно сертифицированные товары. Поэтому за их качество в большей мере несут ответственность производители и поставщики. 

В целом же можно сказать: войдя в зону свободной торговли с ЕС, Украина все-таки больше обретает, чем теряет. Переход на европейские стандарты не только гарантирует качество реализуемых товаров, но и будет содействовать привлечению инвестиций, внедрению новых технологий. 

По крайней мере ни одна из стран, вступивших в ЗВТ, еще не пожалела об этом. Например, в Польше и Словакии средний показатель роста экономики составляет свыше 4%, в то время как у нас он стабильно снижается.

Автор: Лилия Мыц,

All Retail

статья была опубликована в журнале All Retail за январь 2016 г.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или