All Retail
Опубликовано

Реклама пива может вернуться на телеэкраны

Прямая реклама пива вскоре может вернуться на телеэкраны, а пивовары вот-вот добьются дерегуляции в отрасли. Завтра, 6 октября, парламент рассмотрит законопроект, который позволит ослабить вожжи производителям после того, как в июле 2015 года пиво приравняли к алкоголю. Об этом говорится в повестке дня заседания парламента. ЛІГА.net разбиралась в том, каковы шансы пивоваров на упрощение работы отрасли и какие последствия принятие документа будет иметь для экономики. 

В 2015 году на пивоваров обрушился длинный перечень нововведений. Вдобавок к  уже имеющимся тогда почти 600 разрешительным документам для легальной работы, компаниям добавили лицензирование производства и торговли, регистрацию мест хранения пива по всей стране, обязательную сертификацию деятельности (ранее она была добровольной) и аттестацию предприятий, механизм проведения которой неясен. Новые требования предъявлены и к маркировке - на лицевой этикетке должны быть нанесены все данные о географическом названии места производства и производителе. Кроме того, пивовары получили запрет на рекламу пива. Более того, брендированные зонтики, стульчики, тенты, холодильники, к которым привык потребитель, запрещены. 

Правительственный законопроект о дерегуляции на рынке пива, разработанный в мае и упрощающий жизнь пивоварам, депутаты проигнорировали, не рассмотрев. Однако производители не отчаялись. В июле в парламенте появился альтернативный первому законопроект авторства Оксаны Продан и нынешнего главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, который предусматривал отмену или смягчение всех перечисленных выше правил. В середине июля документ с четвертой попытки принят в первом чтении и направлен на доработку. После этого законопроект пропал из виду более чем на полгода. 

Ко второму чтению документ подготовили уже в марте текущего года. Но в повестку дня парламента он не попал. Тогда пивовары написали письмо бизнес-омбудсмену Альгирдасу Шемете, который, как заверили ЛІГА.net участники рынка, поспособствовал тому, чтоб документ был представлен на рассмотрение Радой во втором чтении и внесен в повестку дня. 

Пивовары настроены решительно: они надеются, что законопроект в парламенте будет принят. Ведь, по данным ассоциации Укрпиво, рынок стремительно падает с 2008 года. Как заверила ЛІГА.net глава Укрпива Галина Коренькова, экспертная оценка объема производства пива по Украине (кроме пива безалкогольного и пива с содержанием алкоголя менее 0,5% и объемов по Крыму) за полгода 2016-го - 90,0 млн.дал, что составляет 91,7% к аналогичному периоду 2015 года. По итогам года прогнозируется падение производства на 23%. 

"Законопроект по дерегуляции рынка пива, несмотря на затяжной характер его рассмотрения, все еще актуален для нас. Большинство норм, которые мы бы хотели упразднить для пива, были разработаны для регулирования крепкого алкоголя, и практика их применения в ЕС отсутствует. Почти нигде в Европе вы не найдете запрета на использование брендированных зонтиков на летних площадках кафе, или поддержку футбольных матчей. Не говоря уже о требовании получать целую массу новых разрешений, лицензий и сертификатов, которые не только усложняют жизнь нашим специалистам, но и создают искусственные барьеры для ведения бизнеса", - говорит генеральный директор компании Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко. 

Денис Хренов, и.о. генерального директора компании САН ИнБев Украина, рассказывает, что сейчас принятие этого законопроекта необходимо, поскольку у государства нет дополнительного административного и кадрового ресурса на тысячи лишних разрешений и проверок. При этом, сегодня в Украине производится свыше 880 наименований пива. По его словам, благодаря тому, что брендированное оборудование запрещать, в случае принятия законопроекта, не станут, отрасль сэкономит по меньшей мере  $520 млн. Эти деньги игроки отрасли вложили в торговое оборудование. "Сложно представить запрет брендировать пивные бокалы где-нибудь в Европе, еще сложнее объяснить зачем он нужен", - говорит он. Также Хренов недоумевает, почему возможно спонсировать отдельное мероприятие, а организации - нельзя. 

С нетерпением жду облегчения регуляторных норм и мелкие пивовары. "Без отмены многочисленных лицензий, аттестаций, сертификаций малым пивоварам не выжить", - говорит владелец мини-пивоварни в Коломые Роман Крутко.  Напомним, как рассказывал в интервью ЛІГА.net глава Союза европейских пивоваров Пьер-Оливье Бержерон, сегодня в ЕС насчитывается более 6 500 пивоваренных заводов и постоянно открывается новые небольшие предприятия, потому что налоговая нагрузка во многих странах на них снижена. "Есть понимание того, что за счет небольших пивоварен развитие отрасли будет более динамичным - для небольших производителей порог входа на рынок довольно низкий. Однако здесь важно отметить, что льготы для небольших пивоваров ни в коем случае не компенсируются за счет крупных", - говорит Бержерон.

Ожидают с нетерпением принятия законопроекта и ТВ-группы. "Если пивные бренды возобновятся в прямой рекламе, это будет выгодно для телегрупп. Ведь с середины прошлого года, после перехода пивных брендов с прямой рекламы в телеспонсорство, объем этой категории сократился два раза", - говорит Андрей Партыка, генеральный директор StarLight Sales. Он добавляет, что прямая реклама является очень эффективным инструментом для вывода на рынок новых брендов. "Это усиливает конкуренцию на рынке, и от этого выигрывает потребитель - и в цене, и в качестве", - говорит он.

По словам Партыки, запрет на рекламу пива в наибольшей степени ударил именно по телевидению. "На радио названия брендов, в том числе алкогольных, могут звучать и днем - при фактическом отсутствии разницы между спонсорской коммуникацией и прямой рекламой. В интернете с определенными ограничениями реклама пива и алкоголя также показывается днем. Законодателям следует учитывать европейский принцип технологического нейтралитета, который предусматривает равноправие различных медиа, когда речь идет о запретах и ограничениях", - говорит Партыка.

По словам экс-главы Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей Ольги Соколовой, рекламу пива возобновить стоит хотя бы для того, чтобы потребитель смог отличить качественный продукт от контрафактного. При этом, говорит она, за годы ее работы в инспекции (2012-2015 гг), жалоб на качество пива от потребителей не поступало.  

Сразу несколько депутатов в комитете налоговой и таможенной политики, комитете по вопросам агрополитики и земельных отношений сообщили, что шансы на принятие у документа есть. "Однако, пока на повестке дня остро стоит вопрос бюджетирования и налоговой нагрузки на аграриев", - сообщил один из собеседников.  

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или