All Retail
Опубликовано

Топ-10 крупнейших производителей молочной продукции

Рынок молочной продукции лихорадит третий год подряд. Спрос со стороны внутренних потребителей оставляет желать лучшего, а поиск альтернативы российскому рынку сложен и пока мало результативен. Вместе с тем "молочники" надеются, что дно кризиса пройдено и в 2016 году начнется медленное восстановление - пишет Дело

Худший результат за 20 лет

Согласно данным Госстата, производство молока в Украине в 2015 году сократилось на 4% ― до 10,682 млн тонн. При этом непосредственно на переработку традиционно поступило меньше половины от общего объема. Так, согласно статистике Союза молочных предприятий Украины, за прошлый год было переработано 4,2 млн тонн, что на 0,3 млн тонн меньше, чем в 2014-м. Всего в 2015 году было произведено 1,37 млн тонн молочных продуктов, что на 9,2% меньше, нежели в 2014-м.

 "Это самый низкий показатель молочной перерабатывающей отрасли за последние 20 лет", ― сетует глава совета директоров Союза молочных предприятий Вадим Чагаровский.

Единственное, чем может похвастать отрасль по итогам 2015 года, это сокращением доли молока от населения в общем производстве. В 2015 году на фермах было произведено 2,5 млн тонн молочного сырья, а населением ― 1,7 млн тонн. Еще несколько лет назад именно молоко от населения лидировало в переработке. "Промышленное молоко", как правило, более качественное, что сокращает затраты производителей на его переработку.

Отметим, что сокращение производства молока продолжилось и в 2016 году, но его темпы замедлились. В первом полугодии Украина произвела 5,1 млн тонн молочного сырья, что на 1,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если смотреть по отдельным категориям продуктов, то в первом полугодии 2016 года производство йогуртов снизилось на 1,7%, масла ― на 1,1%, твердых сыров ― на 5,5%.

Интересный момент: существеннее всего падает производство продуктов, содержащих растительные жиры. Так, в первом полугодии 2016 года "продуктов, содержащих молоко" было произведено на 13,5% меньше, чем за аналогичный период годом ранее, спредов — на 17,6%. На фоне падения производства твердых сыров растет спрос на мягкие, культура потребления которых в Украине лишь формируется. "Сегмент мягкого сыра единственный, по которому динамика производства стабильно положительная. За первые четыре месяца 2016 года выпуск мягких сыров вырос на 5,63%. В апреле 2016-го сегмент увеличился сразу на 12,7%", ― констатируют в консалтинговой компании "Инфагро".

Палки в колеса и планы Поднебесной

Прошедший 2015 год производители молочной продукции жили под лозунгом "Учимся жить без российского рынка". Напомним, что летом 2014-го Россия полностью закрыла свой рынок для украинской мясо-молочной продукции. До этого под запрет попадала продукция отдельных производителей.

Согласно данным Минагропрода, экспорт украинских молочных продуктов в 2015 году составил 131 тыс. тонн на общую сумму $214,4 млн.

По словам первого замминистра агрополитики и продовольствия Ярослава Краснопольского, больше всего украинских молочных продуктов было экспортировано в Казахстан ($25,9 млн), Молдову ($17,2 млн), Грузию ($13 млн), Азербайджан ($11,6 млн) и Бангладеш ($10,9 млн).

Как видим, несмотря на все сложности при экспорте молочной продукции, Украина остается крупным мировым игроком. По данным отчета Министерства сельского хозяйства США (USDA), по итогам первого полугодия 2016 года Украина занимает седьмое место в мире по экспорту масла и пятое по экспорту сухого молока.

Согласно данным ГФС, крупнейшими потребителями украинского сыра в первом полугодии 2016 года стали Казахстан ($5,5 млн), Молдова ($3,5 млн) и Египет ($1 млн). Всего за указанный период Украина продала на внешние рынки 4 тыс. тонн сыров, что на 18% больше, чем за аналогичный период 2015 года. В денежном выражении экспорт сыров составил чуть менее $11 млн.

По итогам 2016 года портрет основного потребителя украинской молочной продукции может существенно измениться. Во-первых, в средине мая 2016 года Молдова ввела квоты на экспорт нашей мясо-молочной продукции. Украинские компании могут ввезти в Молдову лишь ограниченный объем продукции, остальное должно облагаться пошлинами. Импортные квоты на украинское молоко и сливки составили 1 тыс. тонн, на молочные продукты (кефир, йогурт, сметану) ― 1 тыс. тонн, на сливочное масло, мороженое, сыры и творог ― 750 тонн. "Квотный" режим должен закончиться в конце 2016 года. Эксперты уже оценили общие потери Украины от молдавских заградительных мер в $1,5 млн. "Наиболее ощутимыми будут потери для производителей сливочного масла, сыра и мороженого ― $1,2 млн. Это связано одновременно с малым объемом квоты (750 тонн) и высокими ставками таможенного сбора, — комментируют в Украинском клубе аграрного бизнеса. — Производители молока и сливок пострадают меньше всего, что, в первую очередь, связано с относительно высоким установленным объемом квоты ― 1 тыс. тонн".

Второй важный момент ― Китай допустил украинскую продукцию на свой рынок. В сентябре 2015 года КНР дала добро на ввоз молочной продукции 18 украинскими предприятиями, которые принадлежат пяти компаниям: "Милкиленд", "Молочный альянс", "Терра Фуд", "Клуб сыра" и "Дубномолоко". Указанные компании уже начали поставлять на рынок Китая молоко, молочную сыворотку и твердый сыр, в результате чего к средине 2016 года эта страна стала крупнейшим потребителем украинской молочной сыворотки. Показатели экспорта данной продукции увеличиваются с каждым месяцем, и в июне, по данным компании "Инфагро", отгрузки в Китай составили 34% от всего экспортного объема по этому товару. Об отгрузках продукции в эту страну уже заявили "Милкиленд", "Молочный альянс" и "Терра Фуд".

Но, к сожалению, китайский рынок вряд ли сможет заменить украинским производителям полки российских магазинов. "Расстояние между Украиной и Китаем позволяет экспортировать весьма ограниченный ассортимент продукции", — объясняет президент Союза молочных предприятий Лидия Карпенко.

Евросоюз стал ближе

В начале 2016 года Евросоюз наконец-то открыл свой рынок для украинских молочников. Разрешение на экспорт продукции в Европу получили десять предприятий: "Люстдорф", "Молочный дом", Яготинский маслозавод, "Лакталис-Николаев", "Гадячсыр", ЧП "Рось" — филиал "Роменский молочный комбинат", Золотоношский маслодельный комбинат, ЧП "КФ Прометей" — филиал "Менский сыр", Львовский хладокомбинат, Житомирский маслозавод. Еще две компании ― "Клуб сыра" и Винницкий молочный завод "Рошен" ― получили доступ к европейскому рынку в апреле 2016 года.

Как уточняет глава Совета по вопросам экспорта продовольствия Богдан Шаповалов, на начало августа 2016-го реальные отгрузки продукции на европейский рынок осуществляли всего несколько украинских компаний. В частности, "Молочный альянс" поставил в Болгарию небольшие партии твердого сыра, молока и масла для дальнейшей реализации в специализированных магазинах, которые ориентированы на население из стран СНГ. Компания также начала экспортировать в ЕС сухое молоко в рамках беспошлинных квот. Первая партия сухого молока в размере 20 тонн отправилась в Польшу.

Начал поставлять молочную продукцию (сухое молоко, масло и молочный жир) в ЕС и актив президента Петра Порошенко. Винницкий молочный завод "Рошен", который входит в одноименную корпорацию, уже заключил контракты с европейскими покупателями."Первые поставки будут небольшие. Мы начинаем с отгрузки нескольких контейнеров для трех-четырех покупателей", — рассказывает глава завода Дмитрий Рощупкин.

Вместе с тем далеко не все украинские компании смогут адаптироваться к новым реалиям как на внутреннем, так и на внешних рынках. "В ближайшее время с рынка могут уйти небольшие локальные предприятия, которые не интересны инвесторам и которые не смогут конкурировать на внутреннем рынке. Компании должны инвестировать в свою модернизацию или покинуть рынок", ― резюмирует Чагаровский.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или